'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (38) том 4
  4. Научная статья № 1

Просмотры  174 просмотров

Алиева Л.Б.

  


ГЕНДЕРНО-МАРКИРОВАННЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ *

  


Аннотация:
в статье проводится анализ ассоциативного эксперимента, проведенного среди студентов в возрасте от 17-25 лет. Материалом для эксперимента послужили гендерно-маркированные фразеологические единицы русского языка   

Ключевые слова:
ассоциации, реакция, стимул, фразеологическая единица, феминность, маскулинность   


Гендерные исследования начались с конца 80-х гг. ХХ века. Данное направление изучает вопросы взаимодействия мужчин и женщин на разных уровнях социализации. В ХХI веке интерес к гендерным исследованиям только возрастает. Появляются разные общественные движения, которые яро отстаивают права тех или иных людей. Например, сторонники феминистического движения отстаивают права женщин на образование, на возможность работать, активно освещают вопросы дискриминации женщин, домашнего насилия. Есть и более радикальные направления феминизма, когда женщины хотят не просто равноправия между мужчинами и женщинами, а просто выступают против мужского пола в целом. И если говорить про гендер, то это направление далеко не единственное. Следует обратить внимание на то, что в социуме, где доминируют феминистические ценности, гендерная дистанция практически не заметна. В таком обществе у женщин больше возможностей для самореализации в профессиональной сфере, то есть их деятельность не ограничивается воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства [1, c.7]. Гендер изучают в таких науках, как биология, социология, психология, философия, лингвистика и др. И для лингвистики данное направление является достаточно молодым и актуальным. Русский язык отражает все исторические процессы, которые происходят в обществе, и именно поэтому изучения языка с точки зрения гендерологии – очень важный аспект для выявления стереотипов общества относительно маскулинных и феминных качеств. В качестве языковых единиц, на примере которых мы будем рассматривать и выявлять маскулинные и феминные качества, сохранившиеся в русском языке, мы выбрали фразеологизмы, так как они единицы – «это результат когнитивных сложных процедур, в процессе которых на основе известных об окружающем мире знаний репрезентируются новые знания об объектах действительности в вербальной образной форме» [2, с. 106]. Фразеология русского языка очень богата, она содержит в себе яркую историю русского народа. Каждая фразеологическая единица (ФЕ) отражает национальный колорит и придает речи выразительность. Именно поэтому изучение ФЕ является важным для того, чтобы понять характер, дух и стереотипы общества. Цель нашего исследования – выявить ассоциации к гендерномаркированным фразеологическим единицам у студентов. Ассоциативный эксперимент – это прием, направленный на выявление ассоциаций, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте. В психологическом словаре данный термин определяется как особый метод исследования мотивации личности. Он позволяет выяснить, как устроены фрагменты языкового сознания у носителей языка [3, c. 150].  В качестве испытуемых для нашего эксперимента выступили 107 студентов в возрасте 18 – 25 лет Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова. В рамках данного эксперимента в испытуемым предлагалось на слова стимулы ответить за ограниченный промежуток времени (15 минут) любым возможным количеством реакций – слов, словосочетаний, пословиц, поговорок т.п. В эксперименте участвовали студенты филологического и стоматологического отделений. В количественном отношении на экспериментальную группу пришлось разное количество испытуемых – 41 юноша и 66 девушек. Эксперимент проводился в очном режиме в КБГУ им. Х.М. Бербекова. Им были предложены 36 ФЕ: маскулинные, феминные, гендернонейтральные, а также не гендерно-маркированные ФЕ. При анализе ответов-реакции на слова-стимулы мы выделили реакции, имеющие фонетическое сходство со стимулом, когнитивные, эмоциональнооценочные и культурные. Для подробного начального анализа мы выделили 10 гендерномаркированных ФЕ. 1. Кисейная барышня – жеманная, с ограниченным кругозором девушка, получившая патриархальное воспитание [4, c. 18]. Ассоциативное поле данной ФЕ включает такие реакции: фонетический сходные со стимулом (кисельная барыня), когнитивные (неприспособленная к труду, изнеженная, сентиментальная), эмоционально-оценочные (балованная, нежизнеспособная, застенчивая, плохая выносливость, белоручка, хрупкая, высокомерная) и культурные (дворянство, дворянка, аристократка). В анализе данной ФЕ стоит отметить, что студенты знакомы с устойчивым выражением, так как большинство ответов-реакции являются близкими по смыслу. Интересен тот факт, что положительные реакции были даны информантами-женщинами, в то время как информанты-мужчины дали либо отрицательную реакцию, либо не ответили вовсе. 2. Мальчик на побегушках – о человеке, выполняющем мелкие и несложные поручения, не требующие особой квалификации [4, c. 298]. Ассоциативное поле данной ФЕ включает такие частотные ассоциативные реакции: когнитивные (посыльный, выполняющий поручения, человек, которого используют для мелочи), эмоционально-оценочные (человек, без собственного мнения, каблук, безвольный, слуга, раб, шестерка, курьер) и культурные (Томас Бэрроу). Несмотря на то, что в определении нет четкого разграничения гендерной роли, однако разграничение есть в самой семантике ФЕ. По морфемным признакам слов-реакций можно сказать о том, что для всех информантов данная ФЕ относится к маскулинной группе устойчивых выражений. 3. Чертова перечница – старая, вздорная и сварливая женщина [4, c. 389]. Ассоциативное поле данной ФЕ включает такие реакции: фонетический сходные со стимулом (постоянно перечит), когнитивные (злая женщина, сварливая старуха), эмоционально-оценочные (карга, брань, источник проблем, проклятие, коварная, надоедливая жена) и культурные (Ночь перед Рождеством, The Beatles). Данная ФЕ относится к феминной группе, но не все информанты определили связь ФЕ с женским полом. Так у нас есть реакция «рассыпалось», «перец», «горечь», которые относятся к относительно свободному словосочетанию, а не к устойчивой единице. 4. Мужик в юбке – женщина, выполняющая мужскую работу [4, c. 319]. Ассоциативное поле данной ФЕ включает следующие ассоциативные реакции: когнитивные (шотландец, женщина, выполняющая мужскую работу), эмоционально-оценочные (женщина с характером мужчины, сильная женщина, мужчина, который ведет себя как женщина, всё равно на мнение других, баба, самодостаточная женщина, бесхребетность, грубая женщина, женственный), культурные (шотландец, Шотландия). При анализе устойчивого выражения мы столкнулись с тем, что некоторые испытуемые путают значение ФЕ, тем самым выдают слова-реакции антонимичного характера. Интересен тот факт, что реакцию «мужчина, который ведет себя как женщина» дали информанты-мужчины. Когнитивно-культурная ассоциация «шотландец» относится не к самой устойчивой единице, а к свободному словосочетанию. 5. Покоритель сердец – мужчина, пользующийся успехом у женщин [4, c. 412]. Ассоциативное поле данной ФЕ включает следующие реакции: фонетический сходные со стимулом (покоряющий сердца, серцеед), когнитивные (любимец женщин, покоряющий сердца), эмоционально-оценочные (привлекательный человек, бабник, харизматичный, ловелас, мужчина на расхват, обаятельный человек, серцеед, «актер», нытик) и культурные (Дон Жуан, Казанова, Тетчер). С определением гендерной принадлежности проблем не возникло, что говорит о широкой известности ФЕ. И соотношение положительных и отрицательных реакции у мужчин и женщин одинаковое. 6. Сильный пол – мужчины [4, c. 412]. Ассоциативное поле данной ФЕ включает следующие ассоциативные реакции: когнитивные (мужчина, физически сильный), эмоциональнооценочные (женщина, мужчина или женщина с сильными чертами, независимый, выносливость, феминизм, якобы мужчины) и культурные (Жанна Д’арк,).

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (38) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Алиева Л.Б. ГЕНДЕРНО-МАРКИРОВАННЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ // Вестник науки №5 (38) том 4. С. 6 - 13. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4405 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4405



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.