'
Берсингова З.С., Бауаев К.К.
ТВОРЧЕСТВО В.С. ВЫСОЦКОГО КАК ФЕНОМЕН СОВЕТСКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ *
Аннотация:
творчество В.С. Высоцкого является одним из самых значительных феноменов русской культуры второй половины ХХ века, оно и сегодня вызывает исследовательский интерес. В то же время в современном высоцковедении отсутствуют работы, выстраивающие общую теорию на материале всего многообразия поэтических образов, реализовавшихся в творчестве поэта. С точки зрения автора, ни одна из так или иначе воплотившихся в поэзии Высоцкого поэтических систем при автономном ее рассмотрении не способна вывести исследователя к адекватному пониманию авторской картины мира
Ключевые слова:
творческое и поэтическое наследие, поэт, слово, песни, стихи, творческая эволюция, поэтические опыты, жанровые формы, духовный смысл. фольклорные и литературные традиции
Творческое и поэтическое наследие писателя В. Высоцкого, несмотря на непризнание при жизни, органично вписывается в общий поэтико-философский контекст литературного процесса 1960-1980-х годов в его многомерном развитии, жанрово-тематических модификациях, социальных противоречиях, что и обуславливает актуальность темы. Слово Высоцкого открыто, распахнуто к людям, не зашифровано. Оно лишено интеллектуальной усложненности. Но в нем природное изящество и своя стать. Поэт охотно и часто играет словами, рифмами. В. Высоцкий творил в то время, когда наблюдалась глобальная трансформация классических жанров, «устоявшихся» в первой половине XX столетия [7]. Время требовало усложнения, разнообразия жанровых форм. Эпоха «оттепели» была выразительная, многоликая, готовившая всеохватную смену общественноэкономических представлений. Общество демократизировалось. Это способствовало совершенствованию, обновлению миропредставления и поиску адекватного типа самовыражения. Изучая востоковедение, мы пришли к выводу, что необходимо чётко констатировать своеобразие его поэтического феномена, синтезирующего в себе различные виды искусств. Творческая эволюция Высоцкого рассматривается исследователями по преимуществу в контексте авторской песни - как самостоятельного жанра или как наджанрового образования, вырастающего из сочетания фольклорных и литературных традиций» [3]. В связи с этим выглядит оригинальной и перспективной попытка названного автора обозначить свою проблему как движение Высоцкого «к духовному реализму». Прочитав его в русле традиций русской классической литературы, исследователь, таким образом, осуществила важный шаг в изучении Высоцкого. В связи с этим представляется логичным введение поэтического творчества Высоцкого в контекст его времени - эпохи 1960-1980-х годов, сопоставление его поэтических находок с находками известных и признанных писателей. Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий. Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры, одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа – совесть, которая пробивалась через тернии. Власть противостояла его патологической справедливости: препятствовала съемкам в кино, не принимала в Союз писателей, не давала печататься. Исполнение Высоцким своих песен было фактом «самиздата» - при том, что запрет на пластинки, книги, журналы, публикации был негласным, в чем сказалось особое коварство идеологических «начальников». В 1968 г. Вышла его первая грампластинка в СССР «Песни из кинофильма «Вертикаль»». В 1977 г. во Франции выходят 3 больших авторских диска [3]. В 1981 был выпущен первый стихотворный сборник Высоцкого – «Нерв», однако большая часть его произведений и после кончины автора оставалась под негласным запретом. В 1987 Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР, согласно официальной формулировке – «за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме Место встречи изменить нельзя и авторское исполнение песен». С 1988 началась не ограниченная цензурными рамками публикация стихотворных и прозаических текстов Высоцкого, появились монографии и статьи о его творчестве, мемуарные книги [7]. Высоцкий обогатил поэзию элементами живой разговорной речи, колоритными персонажами, острой сюжетностью повествования. На формирование художественных принципов Высоцкого оказали влияние футуристическая поэзия (прежде всего – Маяковский), проза 1920–1930-х годов (Бабель, Зощенко, Булгаков), модернисты-шестидесятники Вознесенский, Б.Ахмадулина и в особенности Б.Окуджава – создатель жанра «авторской песни». Произведения Высоцкого изобилуют интертекстуальными элементами – неожиданными перекличками с классической поэзией и прозой, сатирическим травестированием шедевров (в частности, пушкинских), пародийным переосмыслением формул и клише советской эпохи.
Номер журнала Вестник науки №5 (38) том 2
Ссылка для цитирования:
Берсингова З.С., Бауаев К.К. ТВОРЧЕСТВО В.С. ВЫСОЦКОГО КАК ФЕНОМЕН СОВЕТСКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Вестник науки №5 (38) том 2. С. 23 - 30. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4409 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*