'
Галаева М.И., Борова А.Р.
ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ *
Аннотация:
в статье рассматриваются особенности конструирования женских образов в литературных произведениях как комплексного характера, позволяющего раскрыть авторский взгляд на конкретные аспекты осуществляемого художественного восприятия. Автором выделяется проблематика определения женского образа в русской литературе, многозначность его анализа и отсутствие универсальной классификации
Ключевые слова:
образ, женский образ, женщина в литературе, русская литература, художественный образ
Женский образ является непременным элементом всей мировой художественной литературы. Им обуславливается особый характер осуществляемого автором повествования даже в случае, когда женщина не является главным действующим героем. Отечественные писатели в своем творчестве предусматривали особую роль для женского образа. Так, А.С. Пушкин восхищался брачной верностью женщин, восхваляя ее как основную добродетель. Н.А. Некрасов преклонялся перед сильным женским характером и ее волевой решительностью. И.С. Тургенев акцентировал внимание на честности и стойкости влюбленной женщины, которая способна ради чувства на многие поступки. «Тургеневские барышни», «барышни-крестьянки», «светские дамы» и другие женские образы русских писателей представляют собой многогранную совокупность параметрических элементов (этнографического характера, психологического характера, общественно-этического характера, историкокультурного характера), обусловленных социальными установками, а также сформировавшимися в обществе относительно женщины соответствующими требованиями. Отечественная литература аккумулирует в себя разнообразную традицию художественного изображения женщины. Анализ особенностей представления женских образов в произведениях представляется целесообразным начать с литературы Древней Руси. Несмотря на их сравнительную малочисленность, женские образы того временного периода чрезвычайно яркие и незабываемые. Такая немногочисленность обуславливается определенной безвестностью женщины, связанной со специфическими семейными и социальными условиями того времени. При этом для изображения женского образа в древнерусской литературе свойственна кардинально противоположная крайность: чрезвычайный негатив или высочайшая идеализация. Определяя негативные женские образы («злобные») в литературе выделяется поведенческая сторона такого образа. Насколько женщина зло относится к людям, к собственной семье, при этом особенно в церковных посланиях и поучениях можно выделить некоторую основу структуры такого злобного женского образа («Прение отца и сына о женской злобе», к примеру). При этом вариативность статуса женщины, аналогии и символизм злости зависит от контекста послания и того воспитательного замысла, который заложен в церковно-литературных текстах. В противовес негативно-агрессивным женским образам представлены в агиографических повестях идеальные черты женщины. В частности, анализируя «Домострой» можно выделить в собирательном женском образе семейственность, кротость, доброту женщины, заботу о муже и семье. В XVI столетии идеализация женщины напоминает некоторую литературную манипуляцию, ведь преподнося добродетели женщины за любовь к семье и муже «Домострой» решительно исключает другой вариант женского образа. В мифологических преданиях мы можем встретить некоторый другой женский образ – сильный и независимый. Женщина если и не противостоит мужчине, то не является его приложением, она и добродетельная, с одной стороны, и сильная, могущая постоять за себя, с другой стороны. В преданиях о властительнице, находившейся у непосредственных истоков отечественной государственности, для изображения княгини Ольги используется совокупность храбрости, отважной решительности и высокой мудрость. «Повесть временных лет» демонстрирует верную жену, нежную и целомудренную, проявившую себя правительницу, сохранившую преданность собственным подданным. При этом ее образ включает в себя также смекалку, неожиданную хитрость, спокойное терпение и решительную твердость. В целом, данный образ олицетворяет женщину, свойства личности которой находятся вне времени, сохраняя свою актуальность и важность. Анализ отечественных произведений ХIХ-ХХ столетий свидетельствует о многообразии используемого в литературе женского образа. Авторы раскрывают сущность женщины через различные ее ипостаси, рассматривая для этого образ невесты, образ матери, образ сестры, образ жены, образ дочери, образ подруги и пр. В связи с этим каждый отдельный образ заключал в себе конкретные характеристики и специфические качества, обуславливаемые постановленными перед автором целями, его личными установками, а также непосредственным наполнением конкретного произведения.
Номер журнала Вестник науки №5 (38) том 2
Ссылка для цитирования:
Галаева М.И., Борова А.Р. ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ // Вестник науки №5 (38) том 2. С. 31 - 37. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4410 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*