'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (38) том 2
  4. Научная статья № 8

Просмотры  110 просмотров

Махмудова Ф.Х., Бауаев К.К.

  


РОМАН Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК»: ТЕМА ВОСПИТАНИЯ *

  


Аннотация:
в романе воспитания Достоевского мы не находим биографического, хронологического изложения событий. Форма романа воспитания призвана помочь передать глубину и динамику изучаемого явления - процесс становления личности человека. Поэтому художественные средства романа воспитания должны отражать новую грань освещения душевного мира человека. Через воспоминания «Подростка» мы узнаем о значении самых важных факторов в формировании героя   

Ключевые слова:
воспитание, творчество, принципы поэтики, уникальность, роман, процесс, становление, личность, человек, подросток   


Романное творчество Ф.М. Достоевского стоит особняком во всей мировой литературе. На всех его произведениях лежит печать мощной индивидуальности, пробивающей свой особый путь. Именно поэтому роман писателя воспринимается как уникальное явление в области жанра, предполагающее совершенно особый принцип художественного построения. В современном литературоведении пятикнижие писателя выступает как единый метатекст, одно великое творение художника, все романы которого объединяются общими принципами поэтики, что и обуславливает актуальность темы. Пытаясь обнаружить секрет уникальности романа Ф.М. Достоевского, ученые подходят ко всем произведениям пятикнижия с одной меркой, укладывая каждый роман в одну универсальную матрицу, форму некоего метажанра. М.М. Бахтин объединил все признаки романа одним принципом изображения - полифонизмом, в его понимании роман писателя – полифонический [1]. Другие писатели увидели в произведении писателя романтрагедию, и даже назвали роман Достоевского идеологическим. Таким образом, происходит унификация уникальных жанровых отчаяний каждого романа, все пять романов зрелого Ф.М. Достоевского оцениваются однозначно, однопланово. В современном литературоведении слабо освещен вопрос о жанровой дифференциация произведений Достоевского [3]. В «Подростке», исследователи видят черты романа-трагедии, философско-социального романа. Важно, что называет объединяющую все эти особенности жанровую форму романом воспитания. Столь особенная жанровая природа, считает исследователь, вызвана важными художественными задачами задачи. Форма романа воспитания призвана помочь передать глубину и динамику изучаемого явления - процесс становления личности человека. Поэтому художественные средства романа воспитания должны отражать новую грань освещения душевного мира человека. В романе выделяется три взаимодействующих временных пласта, соответствующих трем ступеням формирования личности: прошлое героя, его детство, которое обусловило сложный, противоречивый психологический строй личности Аркадия; вступление на поприще, то есть реальное, романное время, перебиваемое ретроспекциями; здесь Подросток сталкивается с жизнью, освобождается от пут прошлого, преодолевает себя: время, вынесенное за пределы романа, то есть та (также меняющаяся) точка зрения, которой достигает  герой в процессе перевоспитания и осмысления событий, происшедших с ним, и с которыми он освещает реальное время. Хронологическая последовательность изложения событий психологической жизни заменена системой сосуществования временных пластов. Главной коллизией, приводящей в движение психологическую жизнь Подростка, называет состояние отчуждения от окружающего общества. Подросток поставлен автором как личность, вырванная из действительных общественных связей, но имеющая тенденцию устанавливать «отношения» со своей социальной группой посредством фиктивного самоутверждения, реализующегося в абстрактных, отчужденных формах. Роман «Подросток» - одно из звеньев истории развития жанра романа воспитания в мировой литературе. Ф.М. Достоевский в переходную эпоху российской истории (70-е годы XIX столетия) создает свой роман не случайно. В период расшатанных нравственных ориентиров важно было рассмотреть процесс формирования личности современного человека, выделить те ценности, которые могут направить Россию к совершенному развитию. Роман писателя укладывается в систему основных художественных законов, по которым построен классический роман воспитания. В центре повествования - судьба главного героя, поэтому «Подросток» можно назвать одногеройным романом [2]. Подобно всем героям романа воспитания, «Подросток» не является активным участником событий, не совершает решительных действий. Главный мотив поведения «Подростка», подобно всем героям романа воспитания, вызван желанием познать окружающее. Поэтому сюжетная линия складывается параллельно процессу наблюдения героем происходящих событий, впитыванию впечатлений, эмоциональному их переживанию. Герой анализирует все увиденное, в ходе романа приобретает душевный опыт [7]. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (38) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Махмудова Ф.Х., Бауаев К.К. РОМАН Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК»: ТЕМА ВОСПИТАНИЯ // Вестник науки №5 (38) том 2. С. 49 - 55. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4413 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4413



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.