'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (38) том 3
  4. Научная статья № 3

Просмотры  162 просмотров

Шандыбина Д.М.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ *

  


Аннотация:
в статье представлены некоторые исследования отечественных авторов, демонстрирующих взаимосвязь и взаимовлияние зрительно-моторной координации в становлении и развитии речи детей   

Ключевые слова:
зрительно-моторная координация, мелкая моторика рук, фактор, речь   


По мнению отечественных исследователей психоречевого развития детей, одним из факторов развития речи является становление зрительномоторной координации ребенка (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В исследованиях Л.С. Выготского и А.Р. Лурия [0; 0] продемонстрировано, что сложные психические процессы у человека формируются в младенчестве на базе более элементарных функций. Учеными определено четыре процесса, важных в подготовке ребенка к развитию речи: внимание, восприятие, память и мышление. Восприятие разной модальности (зрительное, пространственное, тактильное, кинестетическое и т. д.) составляет психологическую базу речи, способствует через органы чувств появлению связи между звуками, составляющими слово, и самим предметом, который обозначается данным словом [0]. Связи между речью и действием были первоначально описаны в 1861 году французским нейрохирургом П. Брока и позднее дополнены в 1874 году исследованиями о связи семантического значения слова с деятельностью по восприятию предмета Э. Вернике. В результате определено, что в коре головного мозга существуют зоны, названные по именам ученых зоной Брока и зоной Вернике, которые отвечают за организацию связей в речи между словом, предметом и действиями [0]. Именно поэтому лингвисты (Р.Е. Левина, М.М. Кольцова) считают важным в процессе развития речи у детей давать ребенку манипулировать с объектом, название которого ему дается. И.М. Сеченов описал в своих исследованиях значение «чувственных корней» в процессе формирования обобщенных понятий о предметах. Первоначальное знание о предмете ребенок получает видя его, трогая, нюхая, пробуя на вкус. И.М. Сеченов также высказал предположение, что во всех процессах получения «чувственных корней» присутствует движение, значит, кроме зрительного анализатора важно и согласование при этом двигательных функций. Например, обращение глаз в сторону предмета, «обегание» взором контура, слежение за его перемещением – это все движения [0]. В дальнейшем значение совмещения зрительного восприятия и моторных действий для развития речи доказано в исследованиях Г.С. Лях под руководством М.М. Кольцовой [0, с. 99]. В результате проведения проб были созданы условия, при которых взрослый проводил занятия с младенцем 2-х месяцев не произнося различные звуки, а показывая их только выразительной мимикой. Через некоторое время младенец начинал подражать движениям взрослого. Когда взрослый начинал голосом воспроизводить звук, ребенок тут же его подхватывал: его артикуляционный аппарат был готов к произнесению звуков. При других условиях младенцу произносили звуки, но лицо взрослого было закрыто маской: малыш не проявлял никакого интереса к слышимым звукам. Кроме артикулярной моторики, напрямую связанной с речевым развитием, большое значение в развитии речи имеет моторика рук. И.П. Павлов указывал на необходимость развития мелкой моторики рук для стимуляции работы коры больших полушарий мозга и развития «центров речи», что является залогом интеллектуального развития ребенка [0]. В исследованиях В.М. Бехтерева доказано, что движениями рук можно снять напряжение с самих рук, расслабить мимику лица, при этом снимается при умственная усталость [0]. В длительном эксперименте М.М. Кольцовой доказано, что каждому пальцу руки соответствует обширное место в коре больших полушарий мозга; развитие мелкой моторики влияет на появление артикуляции слогов. То есть, своими исследованиями М.М. Кольцова доказала предшествующие выводы У. Пенфилда, что в коре головного мозга человека существует проекция «схемы человеческого тела», при этом проекция кисти руки занимает значительную область. М.М. Кольцова на основании проверки своей гипотезы взаимосвязи развития моторики, мозговых функций и речи на большом количестве детей вывела следующую закономерность: «если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи» [0, с. 163]. Связь между развитием мелкой моторики руки и развитием речи стала обоснованием для использования при выявлении у ребенка уровня развития речи пробы, при которой ребенка просят показать один палец, два пальца и три (по образцу, демонстрируемому взрослым). Если ребенок выполняет движения, то – это говорящий ребенок, если – нет, то у ребенка явные проблемы с речевым развитием. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (38) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шандыбина Д.М. ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ // Вестник науки №5 (38) том 3. С. 19 - 24. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4431 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4431



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.