'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (38) том 3
  4. Научная статья № 6

Просмотры  160 просмотров

Якунина Е.О.

  


ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА *

  


Аннотация:
буллинг - достаточно распространенное явление, которое часто оказывает пагубное воздействие на личность подростка, семью и общество в целом. Актуальность исследований в области профилактики и предотвращения буллинга очень высока в силу проявления у участников травли тяжелых физических и психологических последствий, вплоть до суицидов. Поскольку ситуация «школьной травли» (буллинга), как длительного и систематического издевательства является достаточно стрессовой по своему характеру, то это приводит к значительным социальным и психологическим последствиям всех ее участников   

Ключевые слова:
школьный буллинг, причины буллинга, последствия буллинга, психология буллинга, социальные основы буллинга   


Жертвы длительного третирования более подвержены нервнопсихическим расстройствам и депрессии, чем их сверстники. Также ученые отмечают, что лица, пострадавших от буллинга в раннем возрасте, имеют больше шансов стать жертвами других видов насилия позже, независимо от изменения их окружения. Нарушения, возникающие вследствие насилия, как непосредственные, так и отсроченные, затрагивают все уровни функционирования личности. Они приводят к стойким личностным изменениям, препятствующим самореализации человека в будущем. Школьные издевательства и унижения со стороны обучающихся негативно сказываются на атмосфере в школе, а страх, депрессия и жалобы подростков на здоровье влияют на посещаемость ими школы, концентрацию на занятиях и успеваемость. [4, с. 16] Травля является серьезной проблемой среди детей школьного возраста и подростков - она имеет краткосрочные и долгосрочные последствия для всех участников данного процесса, жертвы, наблюдателя и самого преследователя. Буллинг наносит серьезные травмы жертве. Отрицательные последствия буллинга имеют разный характер: от неуважения и недоверия к себе (не только в области достижений в учебе) до плохого сна и концентрации внимания. Социальная изоляция и чувство одиночества приводят к развитию депрессивных состояний. Сильно снижается учебная мотивация вплоть до нежелания ходить в школу. Буллинг является одной из частых причин суицидов. Также буллинг может иметь долгосрочные физические и психологические последствия. Некоторые из них включают в себя: бегство из дома, отстраненность от школьной жизни, школьных мероприятий, желание остаться в одиночестве, застенчивость, боли в животе, головные боли, приступы паники, бессонница, кошмары. [2, с. 12] В современном образовании, как отмечают эксперты, все чаще наблюдается жестокость во взаимоотношениях детей, унижение и насмешки, которые становятся причиной личностных деструкций, депрессивных состояний, попыток суицида. Издевательства (травля) являются одним из важных показателей нарушения психического здоровья подростков (детей). Этот факт признается в различных международных докладах, которые включают травлю среди показателей нарушения благополучия детей и подростков. Издевательства среди сверстников связаны с различными эмоциональными симптомами, такими, как тревога, депрессия, деструктивное поведение (злоупотребление наркотиками и алкоголем) и даже последующего неосторожного поведения за рулем и т.п. Суицидальные мысли и их реализация остаются самым серьезным риском в ситуации травли и самым шокирующим и травмирующим последствием буллинга для общества. Наиболее заметной в науке работой о долгосрочной перспективе влияния буллинга на здоровье является лонгитюдное исследование, проведенное английскими учеными на большой выборке взрослых (около 1500 человек), вовлеченных в период их детства в школьные годы в процесс травли в качестве жертв, а также агрессоров. Взрослые, которые были жертвами издевательств в детстве, или те, которые поочередно ведут себя то как жертвы, то как агрессоры, демонстрируют во взрослом возрасте наличие различных психических расстройств: они имеют суицидальные мысли (в основном мужчины), агорафобию (женщины), а также депрессию, панические расстройства и генерализованное тревожное расстройство (встречается у обоих полов). Антисоциальный тип развития личности доминирует у тех субъектов, кто в школе был буллером. Психологические последствия буллинга очень серьезны и, порой, имеют трагический исход. Выявлено, что жертвы буллинга перестают ходить в школы, ненавидят уроки и своих одноклассников, хуже начинают учиться и т.п. Также виктимизация после буллинга может быть связана с тяжелыми эмоциональными переживаниями, страданиями, депрессией, тревогой и с появлением суицидальных мыслей и намерений у детей-жертв буллинга. Подростки, которые стали жертвами виктимизации, могут также проявлять нежелательные поведенческие симптомы. Например, если раньше подросток не вел себя агрессивно по отношению к другим, то впоследствии может повторять в отношении других людей акты агрессии и унижения, которые испытывал на себе сам. Опыт травматизации в школьные годы может привести к депрессивным состояниям подростка. Депрессия может быть связана с множеством форм виктимизации, в том числе и сексуальной виктимизацией, преступлениями насильственного характера, виктимизацией со стороны сверстников и насилия в семье. [5, с. 21]

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (38) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Якунина Е.О. ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА // Вестник науки №5 (38) том 3. С. 35 - 40. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4434 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4434



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.