'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (9) том 1
  4. Научная статья № 15

Просмотры  235 просмотров

Кинзябаева Г.Р.

  


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
в статье раскрывается сущность слухо-произносительных навыков при обучении английскому языку, особенности формирования слухо-произносительных навыков у младших школьников на уроках английского языка, проводится анализ литературы по данной теме   

Ключевые слова:
английский язык, фонетическая игра, игра, навык, фонетический навык, речевая деятельность, процесс обучения, правильное произношение, начальный этап обучения   


Актуальность темы работы заключается в особой важности и сложности этапа формирования слухопроизносительных навыков у младших школьников на уроках английского языка. И учитель и учащиеся на данном этапе прикладывают серьезные усилия, так как затраты времени и вложенные силы окупаются, при условии овладения младшими школьниками этим умением на начальном этапе при строгой отработке фонетических навыков, в том числе и фонетической зарядки на минимально необходимом материале, обеспечении мотивационного уровня и надежной базы для формирования англоязычной коммуникативно-речевой деятельности. Фонетические навыки традиционно разделяются на две группы: слухо-произносительные и ритмикоинтонационные. В рамках нашего исследования дадим определение в первую очередь слухо-произносительным навыкам. Формирование фонетических или слухо-произносительных навыков является основной целью при обучении английскому языку в младшей школе [1 С. 64-65]. Рассмотрим классификацию слухо-произносительных навыков, в литературе существует деление на аудитивные или слуховые, произносительные и ритмико-интонационные навыки. К аудитивным или слуховым навыкыкам относят навыки, которые предполагают формирование действий и операций по узнаванию отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений. К произносительным навыкам относят те навыки которые способствуют правильной артикуляции звуков и соединению их в слова, словосочетания и предложения, вырабатывать способности расставления ударений, использования пауз и интонаций. К ритмико-интонационным навыкам относят навыки на знание логических экспрессивных моделей ударения и интонем. Таким образом, развитие слухо-произносительных навыков является важнейшим элементом в процессе обучения младших школьников английскому языку и заключается в способности восприятия и правильной ассоциации слышимого звука или интонемы с присущим им значением и воспроизводить звуки и интонемы, которые соответствуют заданным значениям. Проблема особенностей формирования слухо-произносительных навыков младших школьников тесно связана со спецификой звуковой системы английского языка, особенностями методов и подходов к обучению англоязычного произношения. Обучение произношению иноязычным звукам в методике преподавания английскому языку используются упражнения на рецепцию, упражнения на продукцию (репродукцию), тесно связанные между собой и направленные на формирование и слуховых (фонематический слух) и в тоже время произносительных (или артикуляционных) навыков [1, С. 56-58]. Для обучения произношения иноязычных звуков используются а) упражнения на рецепцию и б) упражнения на репродукцию / продукции . Они тесно связаны между собой и нацелены на формирование как слуховых (фонематический слух), так и произносительных (или артикуляционных) навыков [1, С. 56-58]. В методике преподавания иностранных языков при формировании слухо-произносительных навыков приоритет отдается трем основным подхода к обучению фонетики: артикуляторному подходу, акустическому подходу и дифференцированному подходу. Артикуляторный подход основан на следующих особенностях, и основных положениях: 1 При начальном обучении английскому языку необходимо в первую очередь отработать постановку звуков с помощью вводного фонетического курса; 2 Отдельная тщательная отработка каждого звука; 3 Изучение работы органов артикуляции при каждом звуке для обеспечения частоты произношения; 4 Слуховые и произносительные навыки должны формироваться в раздельном обучении. Соответственно артикуляторному подходу принадлежат основные методы и приемы работы со звуком: А) Прием ориентировки, который заключается в том, что младшие школьники знакомятся с положением органов речи при произнесении звуков; Б) Прием планирования, при котором учащиеся пытаются воспроизвести нужное положение своих органов речи; В) прием артикулирования, который собственно заключается в произнесении звука. Г) Прием фиксирования, при котором произнеся звук, необходимо на некоторое время сохранить органы речи в нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать это положение. Д) Прием обработки звука в системе фонематических упражнений, который при обучении в младшей школе целесообразно проводить с помощью различных фонематических игр. Изучаемый звук должен произносится в различных комбинациях с другими звуками, в словах и словосочетаниях (при этом считается совсем необязательным знать значение произносимых слов). Безусловной заслугой данного подхода можно считать создание системы фонетических упражнений с учетом возможной интерференции, а также то, что формированию фонетических навыков впервые стали уделять заслуженное внимание. Однако у этого подхода есть и значительные недостатки, которые справедливо отмечаются современными методистами. Эти недостатки заключаются в том, что вводные фонетические курсы отнимают неоправданно много времени у начинающих, а чистоты навыка при этом не дают. При переходе от одного звука к другому наступает деавтоматизация навыка, что особенно очевидно при обучении экспрессивной речи. Обучение произношению в отрыве от слуховых/аудитивных навыков также не слишком эффективно сегодня, когда целью обучения является формирование различных составляющих коммуникативной компетенции [4]. Акустический подход заключается в слуховом восприятии речи и имитировании звуков, а не на сознательное усвоение. Чистоте фонетического навыка не придается большого значения. Методисты считают, что для общеобразовательной школы в чистом виде подход не подходит, ссылаясь на большой процент ошибок у детей. В образовательных учреждениях широкое применение получил подход, разработанный Л.В. Щерба, и опирающийся на сочетании двух вышеописанных подходов, так называемый дифференцированный подход [4]. Дифференцированный подход при обучении слухо-произносительных навыков заключается в: а) комплексном включении различных анализаторов в учебный процесс, что должно способствовать более эффективному формированию речевых навыков; б) отработке наиболее сложных для усвоения операций, которая осуществляется изолированно; в) становлении произносительных, лексических и грамматических навыков, которое невозможно без их включения в речь; г) индивидуальном подходе, который определяет эффективность формирования речевых навыков [4]. Итак, подходы к введению фонетического материала разделяют на 3 типа: артикуляторный подход (методы – ориентировка, планирование, артикулирование, фиксирование и отработка); акустический подход (методы – слуховое восприятие и имитация); и дифференцированный подход (методы – ориентировка, аудирование, отработка).

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Кинзябаева Г.Р. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №9 (9) том 1. С. 39 - 40. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/444 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/444



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.