'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (38) том 3
  4. Научная статья № 30

Просмотры  118 просмотров

Хайдарьянов Р.Р.

  


МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВАРАБОТАВШЕГО МОТОРНОГО МАСЛА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются методы контроля качества работавшего моторного масла, их достоинства и недостатки, и предлагается новое техническое решение   

Ключевые слова:
датчик, анализ масла, двигатель, спектрофотометрический анализ   


Надежность автомобилей в большинстве случаев напрямую связана со своевременным обслуживанием и устранением неисправностей. Не соблюдение регламента обслуживания приводит к интенсивному изнашиванию деталей и возникновению отказов. Одним из наиболее важных направлений обеспечения надежности двигателей автомобилей является контроль качества и состояния моторных масел в процессе эксплуатации, а также обоснование браковочных характеристик и их предельных значений для оценки качества работающих масел и регламента его замены. Многие автовладельцы придерживаются сервисного регламента, согласно которому замену масла в двигателе необходимо производить каждые 10 - 15 тыс. км. При этом далеко не всегда учитывается целый ряд особенностей эксплуатации и других факторов, которые могут в значительной степени повлиять на ресурс масла. Влияние масел на долговечность и надежность деталей машин определяется их способностью защищать трущиеся поверхности от износа, обеспечивать необходимые характеристики их трения, снижать потери на трение. В современных механизмах, эксплуатируемых при напряженных механических и термических режимах, масла работают в очень тяжелых условиях [4]. Моторные масла являются индикатором режимов и условий эксплуатации двигателя, его технического состояния и поэтому от его качества зависит надежность самого двигателя [1]. Поэтому совершенствование методов контроля состояния работающих масел является актуальной задачей. Наиболее распространенным способом, с помощью которого можно определить качество масла является метод капельной пробы. Сущность способа заключается в следующем. Сначала разогревают моторное масло до рабочей температуры. Далее наносят капли масла на фильтровальную бумагу. Через 5 - 10 мин изучают полученный отпечаток, согласно которому делается заключение о состоянии масла. Внешний вид масляного пятна позволяет выявить состав смазочного материала. На бумаге измеряют диаметры трех зон капли, определяют их цвет и рисунок, равномерность растекания масла и рассматривают четыре составные части масляного пятна: ядро или центр капли, краевая зона (темное/черное кольцо), зона диффузии, кольцо чистого масла [2]. Данный вид анализа качества моторного масла, является самым простым в применении и позволяет проводить проверку каждому желающему узнать о качестве масла залитого в двигатель собственного автомобиля. Однако способ не позволяет точно определять виды и количество загрязняющих веществ содержащихся в масле. Произвести более точный анализ моторного масла позволяют лабораторные установки. При помощи устройств и установок, применяемых в лабораториях по анализу моторного масла, можно определить такие показатели как вязкость, кислотное щелочное числа, элементарный состав и т.д.  Для определения вязкости масел используются вискозиметры. Различают стационарные и портативные устройства, с успехом использующиеся в минилабораториях. Как правило, эти устройства определяют вязкость моторного масла по хронометрическому принципу, учитывая время его перетекания из одной емкости в другую. Определение кинематической вязкости возможно с использованием термостатической бани [3]. Определить кислотное и щелочное число моторного масла возможно как методом ручного титрования с помощью бюретки, так и с помощью автоматических потенциометрических титраторов. Для определения содержания воды применяют кулонометрические титраторы. Атомно-эмиссионные спектрометры позволяют определить элементарный состав моторных масел. Данные устройства могут выявить загрязнения, присадки, продукты износа деталей двигателя, а также различные химические элементы [3]. Анализ моторного масла в лабораторных условиях является одним из самых точных способов, но ввиду того, что проверка происходит со взятием пробы и дальнейшей его проверкой, отсутствует возможность судить о работе в реальных условиях эксплуатации двигателя и автомобиля. Большинство компаний в последние годы активно занимаются разработкой датчиков состояния масла двигателя - надежный и эффективный способ решения ряда проблем экономического и экологического характера. Данные датчики выполняют комплексный мониторинг состояния масла и информируют электронный блок управления в режиме реального времени [5]. Примером данного вида устройства анализа качества масла является датчик, устанавливаемый на автомобилях марки «BMW», который представлен на рисунке 1. Состояния масла определяется посредством нижнего малого конденсатора. Электроды конденсатора представляют собой две металлические трубки вставленные одна в другую. Моторное масло находится между электродами и представляет собой диэлектрик. По мере старения и истощения топливных присадок электрические свойства моторного масла изменяются. Изменение электрических свойств моторного масла (диэлектрика) приводит к изменению емкости конденсатора (датчика состояния масла). Встроенный в датчик электронный блок преобразует значение емкости в цифровой сигнал. К недостаткам представленного датчика можно отнести низкую степень точности предоставляемой информации и относительно не высокую надежность устройства. Рассмотрев существующие способы анализа моторного масла, и проанализировав достоинства и недостатки каждого способа, нами было предложено новое устройство.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (38) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Хайдарьянов Р.Р. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВАРАБОТАВШЕГО МОТОРНОГО МАСЛА // Вестник науки №5 (38) том 3. С. 167 - 172. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4458 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4458



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.