'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (38) том 4
  4. Научная статья № 3

Просмотры  105 просмотров

Воронцова О.Ж.

  


ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы воздействия культуры чтения на возникновение и развитие социальных стереотипов, особенности стереотипов на философском, культурологическом, социальном, психологическом уровнях, проявление дуализма в отношении к стереотипам, специфика формирования новой культуры чтения у современного человека. Дается описание различных форм общения, оказывающих влияние на формирование социальных стереотипов   

Ключевые слова:
информационное общество, культура речи, поведение, социум, стереотипы, убеждение   


К одним из важнейших способов расширения личного информационного поля можно отнести чтение, которое позволяет реализовать множество человеческих мотивов и желаний. Мотивы, как движущая сила, лежат в основе поведения и провоцируют тот или иной вид деятельности, формируя личность человека. Процесс развития личности зависит от организации и системы коммуникации. Культура личности и общества определяется закрепленными внутренними и внешними моделями поведения, возникающими в результате общения. Общение может протекать в разных формах - активной (человек говорит, пишет) и пассивной. Пассивное общение определяется чтением, слушанием. В ходе такого общения формируются социальные стереотипы, которые не только появляются, но и постоянно закрепляющиеся. Под социальным стереотипом будем понимать адаптированное к собственному «я», общее представление, оценивание любого индивидуума, установление четкой категориальности общества, ситуации, опирающееся на поверхностное суждение, явные признаки, характерные для какой-либо группы. Культурные нормы, культурные клише, социальные стереотипы находятся в зависимости от правил читательского выбора и культуры чтения. К основным свойствам стереотипа приято относить следующее:  Тенденциозность  Негибкость  Аксиологичность  Четкость  Типичность Проявление данных свойств напрямую зависит от уровня читательской культуры. Знание механизмов формирования культуры чтения, уровня развития культуры дает возможность предугадать поступки, идеи, как индивидуума, так и группы. Стереотипы - явление сложное, ему присущи особые характеристики. Они способны вносить корректировки не только в образ жизни и действий человека, но и в его мыслительный, эмоциональный процесс. Культура чтения вносит изменения в психику каждого индивида. Это связано с тем, что реформация сопровождается диверсификацией стереотипов. Диверсификация невозможна без изменения жизненной концепции и стратегии, существующих традиций, и зависит как от уровня общей культуры, так и от степени развития читательской культуры. Уровень культуры базируется на планомерном грамотном воздействии на индивидуума и его целеустремленности, способности к самосовершенствованию. Выделяют два направления культурного уровня, каждое из которых, оказывает влияние на формирование социальных стереотипов: - культурно-специальный - общекультурный  Первое направление основано на системе овладения знаниями, умениями и навыками. Она включает в себя выбор источника информации, способ и скорость ее получения. Общекультурное направление связано с системой оценки модели поведения, правилами поведения, «калькуляцией» затрат на изменение образа. Влияние культуры чтения на формирование социальных стереотипов можно рассматривать в нескольких аспектах, прежде всего: философском, культурологическом, социальном, психологическом. Философская позиция предполагает установление определенных границ личности, обусловленных источником информации, жанрово-тематическим и языковым масштабом произведения, регулярностью чтения. Так зарождаются и развиваются нравственные и интеллектуальные привычки человека. Письменная речь связана почти со всеми психическими процессами - мышлением, памятью, воображением, восприятием, ощущениями. Поэтому культура речи детерминирует способность получать и проверять любой вид информации. В зависимости от того, какие жизненные шаблоны сформировались, индивид, какую-то имеющуюся информацию подвергает большему анализу, а какую-то меньшему. Но эти стереотипы (или шаблоны) также находятся под воздействием ранее существовавшего, искусственно созданного информационного поля. У современного человека, живущего в информационном обществе, формируется новая культура чтения, стереотипы отношения, поведения, такое поле создается не только благодаря книжному чтению. Медиа-условия определяют само понимание культуры и отношение к стереотипам как к феномену мышления. Культура, как общая, так и читательская, имеет глубокий социальный общественный характер. Социальная среда, формирующая поведение в обществе, как социальной системе, адаптацию индивида, позволяет формировать упорядоченные схематичные образцы мышления, поведения, отношения, культурных ценностей.  Культура чтения и коллективные и индивидуальные стереотипы коррелируют друг с другом. И их влияние взаимно. Степень двустороннего воздействия является показателем сформированной социальной, коммуникативной, психологической зрелости индивидуума. Следовательно, наличие определённого социального стереотипа - это барометр его личностного развития. «Скажи мне, что, как, где, когда ты читаешь, и я скажу, кто ты». Таким образом, система наших взглядов обусловлена форматом культуры чтения и целью чтения. Чтение информативное (утилитарное) и чтение как выражение эмотивности (чувств, эмоций) выполняют разные общественные функции. Однако следует признать тот факт, что социальные стереотипы возникают только в процессе чтения. Культура связана не только с умением читать, понимать прочитанное, но и умением давать оценку. Деятельность любого человека в привычных или необычных для себя условиях определяется социальным стереотипом. Мы наблюдаем двойственное отношение к стереотипам. С одной стороны наличие стереотипов помогает человеку социализироваться, лучше подготовиться к выполнению творческих, сенсорных, коммуникационных учебных и рабочих задач. С другой - императивное содержание стереотипов не позволяет отступать от предварительного жесткого умозаключения, тормозит «перепрограммирование» личности в тех ситуациях, когда это необходимо. Человек сталкивается с чтением еще в детском возрасте. Целостный характер поведения, предписаний, правил, принятый на подсознательном и осмысленном уровне, в дальнейшем признается как данность и норма. Следует формировать культуру чтения, тем самым, создавая и укрепляя базу морально-нравственных, этических принципов и позиций. Имея представление о том, что входит в круг читательских интересов индивида, можно спрогнозировать его модель поведения, узнать детерминанты всех действий.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (38) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Воронцова О.Ж. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ // Вестник науки №5 (38) том 4. С. 19 - 26. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4465 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4465



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.