'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (38) том 4
  4. Научная статья № 26

Просмотры  95 просмотров

Шевяко Н.О., Ларин Д.В., Кочеев А.А.

  


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИ *

  


Аннотация:
в материале рассматриваются перспективы развития относительно новой для России формы налогового контроля - налогового мониторинга. Осуществлен анализ динамики налогоплательщиков, участвующих в системе налогового мониторинга, проведено исследование причин ее медленного роста, предложены направления решения установленных проблем развития налогового мониторинга   

Ключевые слова:
налоговый мониторинг, налоговый контроль, цифровизация, налоговое законодательство, преимущества   


Налоговый контроль – важный элемент налогового администрирования и значительный фактор экономической безопасности. Целью контроля, как неотъемлемой части системного регулирования, является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, в эффективности и сокращении издержек материальных ресурсов на более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность применить корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем. Эффективный и объективный налоговый контроль является необходимым условием функционирования любой налоговой системы. Благодаря контролю мы можем оценить степень эффективности текущего законодательства, правильность соблюдения правовых норм, отследить требующие изменений вопросы. Наиболее интересной представляется относительно новая форма для России налогового контроля – налоговый мониторинг, позволяющий значительно преобразить и упростить налоговые правоотношения как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Однако в силу недостаточно долгого существования этой формы в российском налоговом законодательстве она является малоизученной. Именно поэтому актуальность исследуемой темы сложно переоценить. В российском законодательстве регулирование налогового мониторинга осуществляется на основании раздела V.2. Налогового кодекса РФ «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга». Понятие налогового мониторинга появилось в российской налоговой системе сравнительно недавно, в 2016 году. В широком смысле слова мониторинг означает непрерывное наблюдение за каким-либо процессом, с целью определения некоторых показателей для выявления их соответствия планируемым ожиданиям; по результатам проведения мониторинга обычно вносятся необходимые коррективы. Налоговый мониторинг как процесс имеет свои особенности, на данный момент это - полное электронное информационное взаимодействие налогового органа и налогоплательщика в режиме онлайн для предупреждения  возникновения налоговых последствий по совершаемым операциям и получения по ним позиции налогового органа. Сущность налогового мониторинга, проявляется в его функциях, главной из них является выявление и оценка налоговых рисков, а также контроль правильности исчисления и уплаты налогов [4]. В период проведения налогового мониторинга организация предоставляет контролирующему органу доступ к информации, в соответствии с которой осуществляется исчисление и уплата налогов. Налоговый орган, руководствуясь регламентом информационного взаимодействия, в режиме реального времени сможет наблюдать все юридические факты финансово-хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика, участвующие в формировании налогооблагаемой базы, данные налогового и бухгалтерского учета организации, а также налоговый орган сможет проверять правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов. При этом налоговый орган следит за правомерностью действий налогоплательщика и при нарушении им норм НК РФ выносит мотивированное мнение по данному случаю. Кроме того, существенным является то, что в соответствии с п. 1.1 ст. 88 и п. 5.1 ст. 89 НК РФ по общему правилу (за рядом исключений) в период проведения налогового мониторинга не проводятся камеральные и выездные налоговые проверки. Таким образом, можно выделить основные положительные черты налогового мониторинга: 1) превентивное выявление налоговых рисков; 2) концентрация ресурсов налогового органа на проверке наиболее рисковых операций; 3) быстрое урегулирование спорных моментов, которые ранее могли быть выявлены только при проведении проверки; 4) увеличение скорости формирования налоговой отчетности и ускорение ее проверки, что ведет к повышению ее качества.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (38) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шевяко Н.О., Ларин Д.В., Кочеев А.А. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИ // Вестник науки №5 (38) том 4. С. 145 - 153. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4488 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4488



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.