'
Бацева Э.Б., Кремшокалова М.Ч.
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ДОМ»В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» *
Аннотация:
данная статья посвящена изучению концептуального пространства в произведениях Л.Н. Толстого, автор особое внимание уделяет концепту «дом» в романеэпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», раскрывает понятие «концептуальное пространство»
Ключевые слова:
концепт, дом, концептуальное пространство, лексикотематические группы
Концептуальным пространством называется художественное пространство, рассматриваемое в когнитивном аспекте. Концептуальное пространство является реализацией семантического потенциала, заложенного в языке художественного произведения автором и выявляемого читателем [3, с.270] Среди пространственных концептов ключевое место занимает «дом», который является одним из фундаментальных концептов языковой картины мира. Актуализируется данный концепт не только словом дом, но и другими словами, входящими в лексико-тематические группы «комната», «граница», «семья / люди». При этом концепт «дом» репрезентируется также ключевыми словами, словами-символами, восходящими к оппозиции «жизнь - смерть». Рождение и смерть являются величайшими тайнами человечества. Этой тайне посвящен один из фрагментов романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Во 2-ом томе в главах VIII-IХ (часть 1) повествуется о рождении сына князя Андрея и смерти маленькой княгини. В данном произведении концепт «дом» репрезентируется словом «дом». Некоторые слова, которые являются частью лексико-тематической группы «комната», можно отнести к ближней периферии концепта «дом»: девичья, кабинет, спальня, официантская, передняя. К дальней периферии можно отнести слова, входящие в лексико-тематическую группу «семья, люди, проживающие в доме» (Тихон, Филипп, Демьян, Фока, официант, дворецкий, няня Савишна, горничная, доктор, акушер, немец-доктор, Марья Богдановна, акушерка; князь, старый князь, князь Андрей, княжна, княжна Марья, Лиза, маленькая княгиня). Необходимо обратить внимание и на то, что Л.Н. Толстой, повествуя о появлении ребенка на свет, отмечает нарушение в доме привычного порядка. В доме становится очень тихо, даже в комнате девушек не слышно смеха. Отсюда номинации с семами (это сочетание мне не понятно) «молчание», «отсутствие звука», «тихий звук»: «В большой девичьей не слышно было смеха. В официантской все люди сидели и молчали, наготове чего-то»; «она (княжна Марья. - О. Л.) сидела молча» [4, с. 177]. Такая тишина и торжественность свойственна дому при таинстве рождения или же смерти. Точно так же герои молчат и после смерти маленькой княгини: «Князь Андрей обратился к нему, но доктор растерянно взглянул на него и, ни слова не сказав, прошёл мимо» [4, с. 179]. Номинации с семой «молчание» свидетельствуют о том, что все пространство дома, всех его обитателей охватило одно чувство. То есть, совершающееся таинство объединило всех домочадцев, и используемые номинации, обозначающие людей, их действия и чувства, приобрели сему «единение»: «Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья» [4, с.175]. Люди считали, что о мучениях родильницы должно знать, как можно меньше людей, это уменьшает ее страдания. Поэтому все старались притворяться незнающими; никто не говорил об этом, но во всех людях видна была одна какая-то общая забота, смягчённость сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в эту минуту: «На дворне жгли лучины и свечи и не спали»; «Никто не спал» [4, с. 175]. Необходимо также отметить и то, что пространство дома в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» освящённое. Поэтому в репрезентации концепта «дом» особое место занимает лексико-тематическая группа «вера», включающая номинации: угодник, молитвенник, киот, свеча, купель, священник, Бог: «Она (княжна Марья. - О. Л.) не смела спрашивать, затворяла дверь, возвращалась к себе, и то садилась на своё кресло, то бралась за молитвенник, то становилась на колена пред киотом» [5, с. 41]. Изучая концепт «дом», мы можем заметить, что дальняя его периферия представлена также номинациями с семами «граница», «верх», «низ», «направление движения». Ключевыми словами при этом являются слова «дверь» и «лестница». Обычно лестница у нас ассоциируется с понятием «вертикаль», также она символизирует духовное восхождение. После возвращения Андрея именно на лестнице происходит его встреча с княжной Мери. «Она вышла на лестницу. Официант Филипп, с испуганным лицом и с другой свечой в руке, стоял ниже, на первой площадке лестницы. Ещё пониже, за поворотом, на лестнице, слышны были подвигавшиеся шаги в тёплых сапогах» [5, с. 416].
Номер журнала Вестник науки №5 (38) том 5
Ссылка для цитирования:
Бацева Э.Б., Кремшокалова М.Ч. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ДОМ»В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» // Вестник науки №5 (38) том 5. С. 27 - 33. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4505 (дата обращения: 20.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*