'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (38) том 5
  4. Научная статья № 13

Просмотры  111 просмотров

Шаньгина Н.А., Каримова Г.Ю.

  


ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА *

  


Аннотация:
актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день существует потребность в изучении основных проблем организации и исполнения доходов федерального бюджета. Федеральный бюджет России чрезвычайно важный документ для российского государства и его граждан, выполняет множество важнейших задач и функций. Одной из задач является не только защита государственных интересов, но и защита интересов граждан. Доходы позволяют функционировать федеральному бюджету. Уровень поступления доходов федерального бюджета является одним из показателей эффективности федеральной бюджетной политики. В свою очередь, федеральная бюджетная политика оказывает значительное влияние на текущую экономическую ситуацию в стране. Доходы федерального бюджета позволяют государству выполнять государственные задачи и функции, установленные законодательством   

Ключевые слова:
федеральный бюджет, доходы федерального бюджета, организация доходов, исполнение доходов, бюджетная система, государственная пошлина   


В бюджетном процессе по организации и исполнению бюджета, с его стадиями, этапами, процедурами и актами задействованы почти полностью или частично все работники законодательных и исполнительных органов власти и управления – это более 2,1 млн. человек, работающих в 21500 муниципальных образованиях и в государственных органах. Кроме того, в этом процессе задействованы все бюджетные и другие организации, физические лица - получатели бюджетных средств. Доходная часть федерального бюджета России, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, формируется из налоговых и неналоговых доходов (ст. 50, ст. 51), а также нефтегазовых доходов (ст. 96.6). Исполнение бюджета по доходам осуществляется непрерывно с момента предъявления в банк плательщика платежных документов на перечисление средств на счет бюджета. После зачисления доходов бюджета на единый счет, происходит их распределение по установленным законодательством правилам и нормативам по единым счетам бюджетов бюджетной системы, формируются доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. На каждом из уровней бюджетной системы годовой отчет об исполнении бюджета подлежит проверке (аудиту), которую проводят контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а на уровне Федерации – Счетная Палата Российской Федерации. Контрольно-счетные органы по результатам проверки после анализа достоверности представленных показателей и эффективности деятельности органов власти по исполнению бюджета готовят заключения по отчету об исполнении бюджета. Такие заключения направляются в представительные (законодательные) органы власти, на основании которых принимаются законодательные акты об утверждении отчетов об исполнении бюджетов соответствующего уровня. Федеральное казначейство обобщает отчетность субъектов Российской Федерации и представляет отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации в Министерство финансов для подготовки отчета и доклада об исполнении бюджета в Правительстве Российской Федерации. При этом, годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в Государственной думе подлежит внешней проверке Счетной палатой Российской Федерации. Не позднее 1 августа текущего года годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством Российской Федерации в Государственную Думу с проектом федерального закона об исполнении бюджета страны. Не позднее 1 октября текущего года Государственная Дума рассматривает и принимает Федеральный закон, который направляется в Совет Федерации для одобрения и подписания Президентом России. Положительной практикой является принятие отчета об исполнении бюджета отчетного года до начала рассмотрения проекта бюджета на очередной финансовый год. Поскольку бюджетный процесс сопровождается юридическими законодательными актами, процессуальные и финансовые нарушения считаются нарушениями Закона с вытекающими последствиями. Часть четвертая Бюджетного кодекса Российской Федерации посвящена устранению бюджетных нарушений и предусматривает бюджетные меры принуждения, которые применяются в случае выявления ко всем участникам бюджетного процесса и получателям бюджетных средств. Следует отметить, что доходы федерального бюджета используются государством в качестве инструмента бюджетной политики, с одной стороны, и в качестве финансовых ресурсов – с другой. При том, что некоторые показатели являются нестабильными, сами доходы стабильны, что обеспечивает устойчивость федерального бюджета. Несмотря на стабильное увеличение доходной части федерального бюджета присутствует также тенденция к росту структурного (нециклического) бюджетного дефицита, который характеризуется наращиванием  государственных расходов более быстрыми темпами, чем растут доходы бюджета. Такой дефицит возникает вследствие дискреционной фискальной политики, то есть такой, которая проводится не по правилам, а по собственному усмотрению власти. Основными проблемами, связанным с организацией и исполнением доходов федерального бюджета, можно назвать следующие. Одной из проблем организации и исполнения доходной части государственного бюджета является наличие нарушений и недостатков, связанных: с недоплатами в бюджет; с несвоевременным и неполным перечислением дивидендов, причитающихся государству; с ненадлежащим контролем за правильностью начисления. Вторая проблема, препятствующая организации и исполнения доходов бюджета, – это ненадлежащее исполнение налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов и сборов. Более того, таких случаев становится все больше. Их риск заключается в блокировании поступления доходов в бюджеты всех уровней, что, в свою очередь, снижает эффективность государственной бюджетной и налоговой политики. Тем не менее, благодаря судебной практике недобросовестные налогоплательщики привлекаются к исполнению своей ответственности. Так, Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил требование Межрайонной ИФНС № 8 по Ульяновской области о взыскании с организации задолженности в размере 140,9 тыс. руб., в том числе: по страховым взносам в размере 115 тыс. руб., пени по страховым взносам в размере 25,9 тыс. руб. Третья проблема – это нарушение законодательства самими налоговыми органами. Многочисленная судебная практика фиксируется по признанию недействительными решений районных налоговых инспекций о привлечении субъектов хозяйствования к ответственности за совершение налогового правонарушения. Так, Арбитражный суд Тульской области признал недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тульской области от 17.04.2019 № 2317 о привлечении к ответственности акционерного общества за совершение налогового правонарушения. Суд решил взыскать с МИФНС № 12 в пользу АО «Тульский патронный завод» в возмещение расходов по уплате государственной пошлины и возвратить ему из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб. Другой немаловажной проблемой для государства стала проблема принципиально новых, ранее не существовавших налоговых и бюджетных рисков, связанных с цифровизацией экономики. Данные риски чаще всего возникают в сфере национального и международного налогообложения. Такая тенденция развития налоговой системы, то есть внедрения больших данных, приведет к сокращению числа бюджетных доходов в казну государства, что объясняется минимизацией налоговых обязательств организации. Затруднен процесс налогового контроля за электронным бизнесом. Поэтому для решения этих проблем необходимо точное определение и законодательное закрепление рассматриваемых понятий в Налоговом Кодексе Российской Федерации, также необходимо проработать систему налогообложения в силу цифровизации относительно цифровых продуктов. Мониторинг выполнения доходной части Государственного бюджета последних лет свидетельствует о том, что прогнозирование доходов бюджета в Российской Федерации имеет достаточно низкий уровень достоверности. Для разработки федерального бюджета важно реальное определение и полное выполнение доходной части бюджета, поскольку он разрабатывается на ее базе. Таким образом, чтобы предотвратить негативные последствия выполнения доходов бюджета на всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться мониторинг с применением аудита, анализа и постоянного контроля за взысканием налогов, сборов и обязательных платежей и мобилизацией доходов бюджета в соответствии с определенными плановыми предположениями на бюджетный год. При этом, необходимо обеспечить своевременную разработку, экспертизу, всестороннее обсуждение и утверждение проекта бюджета не позднее декабря каждого текущего года на очередной год.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (38) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Шаньгина Н.А., Каримова Г.Ю. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА // Вестник науки №5 (38) том 5. С. 83 - 89. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4514 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4514



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.