'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (38) том 5
  4. Научная статья № 14

Просмотры  178 просмотров

Ильющенкова Г.А.

  


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ *

  


Аннотация:
в статье освещены актуальные вопросы прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции   

Ключевые слова:
прокурорский надзор, коррупция, противодействие коррупции   


В настоящее время большое внимание уделяется проблеме коррупционных проявлений в системе органов государственной и муниципальной власти. Факты коррумпированности освящаются в средствах массовой информации и широко обсуждаются в обществе. Несмотря на принимаемые государством меры, уровень коррупции остаётся достаточно высоким. Эффективная борьба с таким дестабилизирующим общество фактором, как коррупция, невозможна без участия органов прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации является государственно-правовым институтом, призванным осуществлять антикоррупционную деятельность. По мнению И.А Калиты, прокуратуру следует расстраивать как основного субъекта, обеспечивающего взаимодействие и координацию различных органов государственной власти и правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции [3, 12]. Работа органов прокуратуры по противодействию коррупции организуется не только путём проведения мероприятий, нацеленных на выявление и пресечение правонарушений, но и путём разработки и проведения профилактических мероприятий, призванных предупреждать совершение преступлений. Надзорная деятельность прокурора в рассматриваемом направлении не ограничивается только предупреждением, пресечением и профилактикой преступлений. В качестве предмета прокурорского надзора авторами называются общественные отношения, связанные с выполнением законов, деятельность должностных лиц, направленную на выполнение требований законодательства; нормы права. Прокурорский надзор существенно отличается от надзора, выполняемого иными органами и должностными лицами. В отличие от других видов надзора, которые производятся от имени тех или иных органов и субъектов, прокурорский надзор осуществляется от имени государства. Таким образом, прокуратура преследует целью соотношение интересов органов, организаций и лиц с интересами государства. Основные задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства содержатся в приказах и указаниях Генерального прокурора. Важным документом рассматриваемого направления надзора является Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 No 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Согласно приказу, задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции направлены на выявление и предотвращение коррупционных правонарушений и содержат следующее: необходимость использования при осуществлении прокурорского надзора вне зависимости от звена прокуратуры всего комплекса полномочий прокурора для выявления нарушений закона, их причин и условий; обеспечение единства  законности на территории всего государства, в том числе путём приведения в соответствие законов органов местного самоуправления и органов субъектов федерации федеральному законодательству. Для повышения эффективности принимаемых мер по борьбе с коррупцией 25 декабря 2008 года принят Федеральный закон «О противодействии коррупции». Этот федеральный закон устанавливает основные положения, которые в дальнейшем получают развитие и конкретизацию в других нормативных правовых актах: дефиниция коррупции, принципы противодействия коррупции, права, обязанности и ограничения, накладываемые на государственных служащих с целью противодействия коррупции. Законодательное понятие коррупции, согласно данному закону: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» от имени или в интересах юридического лица. Для избавления общества от такого зла, как коррупция, необходимо работать на всех возможных направлениях, использовать весь комплекс мер прокурорского реагирования. Прокуроры проводят ежеквартально в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проверки соблюдения законности при получении информации о преступлениях коррупционной направленности, о правильном ее документировании, проверке и принятии последующих решений. Административная ответственность предусмотрена за коррупционные правонарушения: незаконное вознаграждение от имени юридического лица  (19.28 КоАП РФ), незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего, либо бывшего государственного или муниципального служащего (19.29 КоАП РФ). Прокурор обладает полномочиями по возбуждению дел об административном правонарушении, в том числе по данной категории дел (часть 1 статьи 28.4 КоАП РФ). Выявление нарушений законодательства о противодействии коррупции сложный процесс, требующий привлечения комплекса мероприятий, технических ресурсов и сотрудников правоохранительных органов. Состав административного правонарушения, квалифицированного по ст.19.29 КоАП РФ возможно выявить только при налаженной и чёткой работе правоохранительных органов с отраслевыми ведомствами, а по ст.19.28 КоАП РФ - с оперативными подразделениями полиции, поскольку установление объективной стороны указанного правонарушения невозможно без предварительного проведения оперативно – розыскных мероприятий [2, с. 55]. Если говорить о прокураторе, то орган не наделён полномочиями для возбуждения уголовных дел и привлечения лиц к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений, тем не менее, прокурор может по результатам проведённой проверки отразить выявленные нарушения в мотивированном постановлении о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Так же от уровня квалификации прокурорского работника зависит качество правовой оценки процессуальных действий и решений, принятых поднадзорными следственными органами при расследовании и раскрытии преступлений коррупционной направленности.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (38) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Ильющенкова Г.А. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ // Вестник науки №5 (38) том 5. С. 90 - 95. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4515 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4515



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.