'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (39) том 1
  4. Научная статья № 19

Просмотры  75 просмотров

Кириллина В.Н.

  


АНАЛИЗ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В Г. ЯКУТСК *

  


Аннотация:
город Якутск - это крупнейший город на севере-востоке России, третий по численности населения на Дальнем Востоке. Статья посвящена сравнительному анализу земельного налога в г. Якустк с 2011-2019 гг.   

Ключевые слова:
земля, земельный налог, кадастровая стоимость, налогоплательщики   


Налог на землю относится к местным налогам. Порядок налогообложения земельных участков определен Главой 31 Налогового кодекса. Налог исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка. Ставки устанавливаются на местном уровне и не могут превышать: - 0,3% кадастровой стоимости социально-значимых земель или тех, которые используются под дачные участки, жилые постройки, сельскохозяйственные земли или строительство частных домов; - 1,5% для прочих земель- в эту категорию обычно попадают участки, используемые для коммерческой деятельности.[3] Обсуждение. Согласно данных Отчета о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2011-2019 гг. (Форма №5-МН), актуальная на 1 января 2020 г. суммарная кадастровая стоимость земельных участков физических и юридических лиц на территории ГО г. Якутск, подлежащих обложению земельных налогом, составляет 57 994 847,0 тыс. рублей [4]. По данным реестров физических и юридических лиц, сформированных Управлением Росреестра по Республике Саха (Якутия), суммарная кадастровая стоимость ЗУ, подлежащих обложению, на 1 января 2019 г. составляла 63 019 623,1 тыс. руб. или 108,7 % от данных Отчета. Следует отметить, что наблюдаемое расхождение в реестрах налогоплательщиков и данных налоговой отчетности, является следствием как подвижности налоговой базы, из-за оборота земли, так и из-за неполноты или устаревания данных реестров. Суммарный удельный вес земельных участков, находящихся в собственности физических и юридических лиц, в земельном фонде городского округа на начало 2016 г. не превышал 4 % (табл.1.). Таблица 1. Распределение земельного фонда в ГО «Город Якутск» по формам собственности по состоянию на 01.01.2016 г. Результаты. Анализ данных позволил сформулировать следующие выводы: 1. В 2011-2019 гг. на территории ГО «г. Якутск» наблюдается рост числа плательщиков земельного налога, как среди физических, так и юридических лиц, в 1,5 и 1,1 раза соответственно. Также выросло число участков, в отношении которых налогоплательщиками исчислен налог к уплате, по физическим лицам – в 1,8 раза, по юридическим лицам –в 1,6 раза. Столь существенный рост обусловлен рядом факторов: - из-за центростремительного характера модели расселения населения в Якутии, столица региона привлекательна для внутренней миграции, в рассматриваемый период прирост численности населения города составил 18,4 %. Соответственно, вырос спрос на объекты жилой и коммерческой недвижимости, это стимулирует освоение новых зон, включая пригороды и т.д.; - активный выкуп земельных участков, находящихся в аренде у физических и юридических лиц, в собственность согласно ст. 39 ЗК РФ [1]. Этот процесс подкреплен рядом нормативно-правовых актов, например, Приказ МЭР РФ от 12 января 2015 г. № 1«Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», а также административными регламентами муниципалитетов и органов власти субъектов РФ, регулирующими оказание муниципальной и государственной услуги по выкупу земельных участков без проведения торгов. «Услуга предназначена для граждан, юридических лиц и ИП, у которых есть право приобрести государственный или муниципальный участок на таких условиях. Участки предоставляются для: возведения важных инфраструктурных объектов, индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и в других случаях в соответствии с приказом № 1. 2. После кадастровой переоценки земли в 2013 г., утвержденной Постановлением Правительства РС (Я) от 15 ноября 2013 г. № 374 «О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)», с 2014 г. отмечалось снижение кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих юридическим лицам, на фоне роста данного показателя для физических лиц. Эта динамика обусловлена как используемыми при переоценке 2013 г. подходами, так и наличием у юридических лиц инструментов и ресурсов для оспаривания кадастровой стоимости в суде. Массовое несогласие налогоплательщиков с кадастровой стоимостью ЗУ, установленной после переоценки 2013 г., сформировала в Якутии группу юристов, специализирующихся на подобных вопросах. Также наблюдаются: переход части юридических лиц в категорию индивидуальных предпринимателей, которые с точки зрения налогообложения относятся к физическим лицам, и активный рост индивидуального жилищного строительства. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (39) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Кириллина В.Н. АНАЛИЗ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В Г. ЯКУТСК // Вестник науки №6 (39) том 1. С. 119 - 126. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4548 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4548



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.