'
Тошев И.И., Василина Д.С.
ИЗУЧЕНИЕСПЕЦИФИКИ КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ *
Аннотация:
в статье рассматривается специфика изучения экономических дисциплин в профессиональном образовании. Большое внимание автором уделено изучению материала о капитале предприятия, а также описанию форм и методов его преподавания на экономических дисциплинах
Ключевые слова:
капитал, профессиональное образование, экономические дисциплины, предприятие, капитал предприятия
Профессиональное образование нацелено на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, формирование их компетенций, позволяющих выполнять работу по выбранной профессии. В этом процессе экономические дисциплины требуют особого внимания. Так, материал о капитале предприятия следует считать актуальным в силу его необходимости для профессиональной деятельности будущего экономиста. В частности, внимание педагогов должно быть направлено на вопросы обеспечения достаточной эффективности управления собственным капиталом в целях увеличения финансовых результатов деятельности организации. Общеизвестно, что главной целью финансового менеджмента является рост благосостояния собственников. Формализация этой цели означает повышение эффективности управления собственным капиталом и принятия обоснованного решения по распределению чистой прибыли в интересах собственников. Показатели эффективности управления собственным капиталом выражают направления финансовой стратегии и финансовой политики организации. Целевыми показателями для большинства хозяйствующих субъектов являются рентабельность собственного капитала, темп накопления собственного капитала, темп внутренней и рыночной капитализации. Сформированный на первом этапе собственный капитал организации позволяет обеспечить производственный процесс, по результатам которого появляется возможность получение прибыли. Рост прибыли при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска, позволяет обеспечить финансовую устойчивость организации и способность его дальнейшего развития. Более того дает возможность находить дополнительные источники формирования и финансирования собственного капитала, и повышать эффективность и качество его использования, что определяет актуальность исследования. Обратимся к понятию «капитал». Капиталом считается ресурс долгосрочного использования, образующийся с целью производства значительного объема товаров и услуг [1, с.89]. Имеется и иной подход к разделению капитала, согласно которому он делится на «физический» и «человеческий». Капитал является экономической категорией, которая выражает отношения между людьми [2, с. 63]. Также капитал как экономическая категория является стоимостью, приносящей его обладателю прибавочную стоимость [1, с.102]. Другими словами, капитал – это самовозрастающая стоимость. В своё время К. Маркс ввёл в научное обращение понятие «постоянный капитал» и «переменный капитал» в целях демонстрации, каков главный источник образования прибавочной стоимости. По мнению К. Маркса, постоянный капитал, является частью авансированного капитала, не изменяющий в процессе производства величины своей стоимости. Переменный капитал отличается от постоянного тем, что выступает частью авансированного и применяется предпринимателями в процессе производства для приобретения рабочей силы [4, с.98]. Такая часть капитала не только лишь сохраняется, но также и выступает источником прибавочной стоимости. В теории и практике экономики классифицируют капитал на национальный и международный. В зависимости от формы собственности капитал разделяют на частный, коллективный и общественный (государственный). Частный капитал – это средства юридических и физических лиц, к которым можно отнести негосударственные компании, коммерческие банки, а также частные организации и отдельно взятых инвесторов и предпринимателей, ввозимые в страну и вывозимые за ее пределы. Под коллективным капиталом понимается капитал, принадлежащий нескольким различным собственникам, которые имеют реальный доступ к участию в управлении данным капиталом. Общественный капитал отражает степень социальной сплоченности, существующей в общинах, населенных местах, обществе. Он касается процессов жизнедеятельности людей, связанных с составлением или созданием сетевых связей и контактов, тех или иных норм и социального доверия, а также содействующих обеспечению взаимовыгодной координации и сотрудничества. При изучении темы капитала со студентами важно применять современные методы и формы работы. Можно использовать самостоятельную работу студентов, различные квесты, деловые игры и диспуты, выступления на конференциях и проектную деятельность. При преподавании данной темы важно не забывать и о практической части изучаемой проблемы, особенности аудита различных видов капитала.
Номер журнала Вестник науки №6 (39) том 1
Ссылка для цитирования:
Тошев И.И., Василина Д.С. ИЗУЧЕНИЕСПЕЦИФИКИ КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ // Вестник науки №6 (39) том 1. С. 147 - 150. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4553 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*