'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (39) том 1
  4. Научная статья № 25

Просмотры  135 просмотров

Ильющенкова Г.А.

  


КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ КАК ОСНОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ *

  


Аннотация:
в статье освещены вопросы выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и их проектах в процессе проведения антикоррупционной экспертизы. Рассматриваются основания, порядок и содержание антикоррупционной экспертизы   

Ключевые слова:
коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы   


Коррупция как форма социального взаимодействия является сложным, многосторонним явлением, имеющим свою природу, динамику, структуру и масштабы. Масштабы коррупции в России определили необходимость противодействия ей путем разработки и применения системы профилактических мер правового, криминологического и организационного характера. Необходимость повышения эффективности противодействия коррупции обусловлена высокой степенью общественной опасности данного социального явления, прежде всего, для управленческой сферы, в которой решения облекаются в форму правовых актов. В Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» указывается, что под противодействием коррупции следует понимать деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий [1]: 1) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); 2) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); 3) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Правовое обеспечение противодействия коррупции вызвано несовершенствами действующего антикоррупционного законодательства, пробелами права, наличием множества отсылочных и бланкетных норм. Акты с такими нарушениями увеличивают количество совершаемых коррупционных действий. Антикоррупционная экспертиза проводится в процессе законотворческой деятельности и на стадии применения нормативных правовых актов. В ходе экспертизы оцениваются действующие нормативные правовые акты и проекты актов с целью выявления факторов коррупциогенного характера. Как справедливо подчеркивает А.В. Кудашкин, «одним из факторов, способствующих массовым коррупционным проявлениям, является некачественность законодательства, в том числе коррупциогенность нормативных правовых актов» [2, с.34-36]. Анализ работы правоохранительных органов и правоприменительной практики показывает, что действующие нормативные правовые акты содержат значительное количество норм, способствующих злоупотреблению властными полномочиями и, как следствие, порождающих коррупцию. Задачей антикоррупционной экспертизы является установление дефектов законодательства, которые могут привести к возможности неверного  истолкования и корыстного использования норм, создавая возможность коррупционных проявлений. Так, А. Р. Нематов отмечает, что нормативное закрепление коррупционных факторов и их внедрение в законодательство придает коррупционным действиям должностных лиц легитимный характер. Тем самым коррупциогенные акты придают коррупционным действиям правовой и законный характер. После принятия Закона об антикоррупционной экспертизе подзаконных нормативных правовых актов проведение антикоррупционной экспертизы было поставлено на системную основу, а порядок её проведения определен Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов. Первоначально понятие коррупционных факторов и коррупциогенных норм было дано в Методике в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 196. Коррупционными факторами в соответствии с указанной выше Методикой были признаны три группы факторов, а именно: а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления; б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов; в) факторы системного характера. Однако Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» термин коррупционные был заменен на «коррупциогенные», уточнены виды коррупциогенных фаторов, вместо трех факторов указаны только два [7]. Согласно действующей Методике первая группа коррупционных факторов – это нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил и включающие: а) широту дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц); б) определение компетенции по формуле «вправе» – диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; в) выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц); г) чрезмерную свободу подзаконного нормотворчества – наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт; д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (39) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ильющенкова Г.А. КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ КАК ОСНОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ // Вестник науки №6 (39) том 1. С. 151 - 157. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4554 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4554



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.