'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (39) том 1
  4. Научная статья № 40

Просмотры  60 просмотров

Хайдарьянов Р.Р.

  


ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается зависимость элементов износа в моторном масле от наработки двигателя и предлагается способ оперативного контроля состояния моторного масла и двигателя   

Ключевые слова:
моторное масло, датчик, продукты износа, оперативный контроль, спутниковый мониторинг   


Эксплуатация транспортных средств, машин и механизмов неизбежно связана с изменениями качественных и количественных показателей применяемых в них масел. Потенциальный ресурс смазочных материалов, заложенный в процессе производства, постепенно расходуется при эксплуатации машин. Интенсивность этого процесса определяется эксплуатационными факторами и степенью их влияния на процесс старения масел [2]. Износ механизмов двигателя внутреннего сгорания (ДВС) сопровождается увеличением количества частиц износа в работающем масле. Количество и состав этих частиц позволяет оценить степень износа детали или узла. Причем их размер, определяет способность частицы проникать в рабочие зазоры трущихся поверхностей деталей машин. Частицы крупных размеров в процессе работы машины могут дробиться на более мелкие, тем самым проникая в зазор между трущимися деталями. Размеры частиц сопоставимые с рабочими зазорами между трущимися поверхностями, с наибольшей вероятностью могут вызвать истирание поверхности и увеличение зазора между деталями [3]. В современных ДВС система смазки оснащается масляными фильтрами способными задерживать частицы до 15-20 микрометров. Очистка масла также происходит за счет сорбирования мелких частиц размером 10-15 мкм., на волокнах фильтра [1]. В процессе работы двигателя в моторном масле могут скапливаться частицы различных размеров, согласно которым можно оценить состояние деталей, данная зависимость представлена в таблице 1. Таблица 1 Зависимость состояние деталей механизма от характеристики продуктов износа Характеристика продуктов износа Состояние деталей механизма Присутствие гладких металлических частиц размером до 15 мкм Нормальный износ трущихся пар Увеличение концентрации металлических частиц в виде осколков, пластин неправильной формы или стружки Начало интенсивного изнашивания Присутствие металлических частиц размерами до 100-300 мкм Дальнейшее развитие дефекта Присутствие металлических частиц размерами свыше 1000 мкм Аварийный износ При эксплуатационных испытаниях трансмиссионно-гидравлических и моторных масел в республиканских машинно-технологических станциях сотрудниками Башкирского ГАУ были проведены анализы состава и свойств работающего масла. Как показали результаты, основное количество присутствующих в масле частиц износа занимает железо [5]. На рисунке 1 графически представлены результаты исследования. Содержание других продуктов износа (хром, олово, молибден) весьма незначительно либо отсутствует. Результаты отчета также позволяют судить о вероятностном характере состава моторного масла, а именно вид и количество частиц зависит от множества факторов, начиная с погрешностей сборки и изготовления деталей двигателя с завода, заканчивая характером эксплуатации и качеством технического обслуживания. В таблице 2 представлены результаты количественного анализа железа в масле, как видно из таблицы одинаковое количество содержания железа не соответствует одинаковому числу наработки. Поэтому необходимо производить мониторинг качества моторного масла в процессе эксплуатации. Для оперативного контроля качества моторного масла нами предлагается «Устройство контроля состояния двигателя внутреннего сгорания по анализу моторного масла», принцип работы которого основан на спектрофотометрическом анализе [4]. Проходящий через моторное масло световой поток определяет наличие посторонних частиц (продукты износа металлических и иных деталей, вода, топливо, охлаждающая жидкость и т. п.). Полученные данные передаются на бортовой компьютер транспортного средства [4].

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (39) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Хайдарьянов Р.Р. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН // Вестник науки №6 (39) том 1. С. 246 - 251. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4569 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4569



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.