'
Откидач Н.А.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА *
Аннотация:
цель данной статьи заключается в том, чтобы обозначить одну из актуальных филологических проблем, связанную с развитием речи обучающихся. Сделать выводы о роли изобразительно-выразительных средств в развитии речи учащихся.
Ключевые слова:
тропы и фигуры речи; выразительность речи; метафора; метонимия; эпитет, сравнение
Владеть речью — это значит уметь передать свою мысль возможно более совершенным образом, передать, не только основное содержание, но и тончайшие оттенки её. Одним из аспектов, находящимся в центре внимания современной школы является деятельность школьника по усвоению языка, речевое развитие и саморазвитие личности, формирование образности речи учащихся. Неуклонное улучшение речевых навыков, по словам Л. С. Выготского, «является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю умственную судьбу развития ребенка» [2, с. 52]. Речь материальна, она воспринимается слухом и зрением; она линейна, т. е. представляет собой последовательность слов, предложений; речь может быть соотнесена с явлениями действительности и оценена с точки зрения истинности или ложности; речь всегда вызывается определенными потребностями, мотивами и зависит от жизненных ситуаций, от коммуникативной целесообразности, которая и определяет выбор тех или иных средств языка. Особую роль в этом процессе играет изучение изобразительных средств речи, которые выступают и как способ познания нового, и как форма осмысления окружающей действительности, и как логическая модель построения языковых структур. Одним из актуальнейших вопросов для успешного общения современного человека является выразительность речи. Изучением изобразительно-выразительных средств языка занимались такие ведущие ученые, как И. Б. Голуб, Л. И. Никифоренко, Д. Э. Розенталь, Б. Н. Головин. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. Всякая речь не только передает определённое содержание, но и выражает отношение говорящего или пишущего к этому содержанию. Иначе говоря, она не только передаёт мысли, но и выражает чувства. Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи выразительным. Лексическая система языка сложна и многолика. Возможности постоянного обновления в речи принципов, способов, признаков объединения в пределах целого текста слов, взятых из различных групп, скрывают в себе и возможности обновления речевой выразительности и ее типов. Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова считают, что выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики. Актуализация семантики слова в поэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. Эти ассоциации во многом зависят от предшествующего жизненного опыта читателя и психологических особенностей работы его мысли и сознания в целом. Лексические и синтактико-стилистические средства образно-эмоциональной выразительности — это тропы и фигуры. В Большом лингвистическом словаре находим: «Тропы - слова или выражения, употребленные в переносном значении. Они играют в художественных произведениях исключительную роль: увеличивают возможности опосредованного отражения объективной реальности, усиливают эмоционально оценочный диапазон слова, изобразительность и выразительность речи, помогают образно и лаконично определить сущность явления, события и высказать свое отношение к ним. К числу тропов относят эпитет, метафору, метонимию, синекдоху, аллегорию, гиперболу, литоту, иронию, перифразу» [1, с. 634]. Тропами принято называть речевые обороты или отдельные слова, употребляемые в переносном значении. Тропы — это слова или выражения, употребленные в переносном значении. Фигуры — приемы стилистического синтаксиса, основанные на повторе звуков, слов и выражений, на изменении порядка слов в предложении, на противопоставлении. Тропы имеют свойство пробуждать эмоциональное отношение к теме. А. А. Потебня в своей «Теоретической поэтике» цитирует: «Троп есть выражение, перенесенное для красоты речи с его первичного естественного значения на другое, или, как чаще всего определяют грамматисты, выражение, перенесенное с места, где оно является подлинным, на место, где оно является неподлинным» [3, с.173]. Без тропов наш язык был бы гораздо беднее, так как слово употреблялось бы только в одном главном значении, а благодаря тропам мы употребляем слова в ряде значений. Наряду с познавательным своим значением он дает писателю еще очень существенное средство для того, чтобы индивидуализировать явление и дать ему определенную субъективную оценку. Троп имеет в языке три задачи: познавательную; индивидуализирующую; субъективно-оценочную. Простейшим первичным видом тропа является сравнение – сближение двух явлений с целью пояснения одного другим при помощи его вторичных признаков. Сравнение является начальной стадией в порядке градации и разветвления, вытекают почти все основные тропы – параллелизм, метафора, гипербола и др.
Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 1
Ссылка для цитирования:
Откидач Н.А. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА // Вестник науки №9 (9) том 1. С. 66 - 67. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/458 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018. 16+
*