'
Миннуллина Р.Ф., Александрова К.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ *
Аннотация:
в статье проведен анализ теоретических аспектов формирования ценностных ориентаций у обучающихся начальных классов. Рассмотрены особенности формирования ценностных ориентаций в начальной школе. Рассмотрены организация и методы формирования ценностных ориентаций у обучающихся начальных классов. Проведен анализ
Ключевые слова:
начальные классы, ценностные ориентации, значение, анализ, планирование, формирование личности, респондент, абстрактный ориентир
Психологическая наука уходит все дальше и дальше от жестокой парадигмы «становления» (формирование «нового человека», «всесторонне развитой личности» и т. д.), Оставляя каждому человеку (как педагогу, так и образованному) право свободного выбора. Таким образом, жизненные ценности становятся основой образования. Ценностные ориентации - одна из ведущих характеристик личности человека, та своеобразная форма осознания человеком особенностей развития общества в целом, своего социального окружения, сущность собственного «Я», характеризующая мировоззрение личности, ее способность действовать, то есть ее социальная, интеллектуальная и творческая активность. Сегодня невозможно игнорировать весь накопленный опыт формирования ценностных ориентаций, раскрывающий ценностный спектр человеческого существования. Чтобы разобраться в многочисленных трактовках феномена «ценностные ориентации», необходимо более подробно рассмотреть сущность родового понятия «ценность» [5, с. 45]. Система ценностных ориентаций - важнейшая характеристика личности и показатель ее формирования. Степень развития ценностных ориентаций, особенности их формирования позволяют судить об уровне развития личности, целостность и устойчивость которой «выступает стабильностью ее ценностных ориентаций». Определение способов ее формирования, в том числе утверждение активной социальной позиции, зависит от раскрытия особенностей процесса развития и специфики воздействия ценностных ориентаций, составляющих содержательную часть характеристики личности. Поэтому в последние годы изучаются условия и закономерности развития ценностных ориентаций у детей разного возраста. Вместе с тем выявление характера динамических изменений ценностных ориентаций невозможно без особого рассмотрения многогранности и многоуровневости процесса их формирования. Изучение этого процесса требует особого внимания к ключевым моментам формирования ценностных ориентаций, связанных с переходными периодами онтогенеза, границам возрастного развития личности, когда, вопервых, появляются новые ценностные ориентации, а также новые потребности, чувства, интересы, а во-вторых, происходит качественное изменение и перестройка на этой основе характеристик ценностных ориентаций, характерных для предыдущей эпохи [8, с. 85]. В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, нравственные отношения. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач. Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Ценностные ориентации личности, являясь важнейшим регулятором поведения человека, во многом зависят от характера деятельности, в которую включен человек и изменяются в процессе его жизни [3, с. 110]. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностных ориентаций у обучающихся начальных классов, свидетельствует о следующнм. По общим показателям всех респондентов наиболее ярко выражены такое кратковременное состояние как гнев. При этом показатели по выраженности кратковременных состояний в общем наиболее выражены у девочек. Они чаще испытывают не долговременные положительные вспышки таких психических состояний, как радости и восторга. У мальчиков наоборот более выражены гнев, страх и злость, при этом они носят кратковременный характер. К состояниям средней длительности относятся спокойствие, заинтересованность, лень, жалость, замешательство
Номер журнала Вестник науки №6 (39) том 2
Ссылка для цитирования:
Миннуллина Р.Ф., Александрова К.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Вестник науки №6 (39) том 2. С. 30 - 35. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4587 (дата обращения: 28.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*