'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (39) том 2
  4. Научная статья № 6

Просмотры  105 просмотров

Нуриева А.Р., Шамсутдинова В.Р.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ЗДОРОВЬЕ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» *

  


Аннотация:
работа посвящена изучению особенностей формирования практический навыков и умений у детей с отклонениями в здоровье, в процессе подготовки и проведения уроков «Окружающего мира» и выполнения ими самостоятельной работы. Учитывая особые образовательные потребности детей с отклонениями в здоровье рассмотрены особенности проведения корректирующих мероприятий в условиях инклюзивной образовательной системы, по снижению уровня тревожности и формированию практических навыков и умений у данной категории детей   

Ключевые слова:
дети с ОВЗ, отклонение в здоровье, окружающий мир, учебная деятельность, младшие школьники, самостоятельная работа, инклюзия   


Процессы эволюции и совершенствования существующей образовательной системы, планомерно продвигаются по пути создания инклюзивной образовательной среды во всех образовательных учреждениях на разных этапах обучения детей. Дети с отклонениями в здоровья, с самого раннего возраста требуют к себе повышенного внимания и создания условий для их полноценного воспитания, и образования. Особые образовательные потребности в которых нуждаются дети с отклонениями в здоровье, заключаются не только в определенных технологических изменениях образовательной среды, но также и в соответствующей подготовке преподавательского состава. [5] Испытывая ограничения на протяжении всей своей жизни, основанные на существующих отклонениях в здоровье, данные дети требуют особого внимания со стороны взрослых в целом, и учителей в частности. Возможность получить достойное образование, у детей данной категории напрямую зависит от развития у них практических навыков и умений, и в большей степени основано на том как именно происходит у них взаимодействие с окружающей средой. Отклонения в здоровье у детей сказываются в первую очередь во всех областях их повседневной жизни. Необходимость в развитии практических навыков и умений проявляется в таких повседневных моментах как в возможности полноценно обслуживать свои потребности, случить за чистотой и порядком там, где человек проживает, и прочих жизненных ситуациях. Потребность в развитии навыков и умений обнаруживается в раннем возрасте и сопровождает человека всю жизнь. [1] Не менее актуально развитие навыков и умений также и в общественной жизни человека. Без них невозможно получить качественное образование, а, соответственно, социализироваться в жизни, посещать различные досуговые учреждения, участвовать в каких-либо мероприятиях общественной жизни города, общаться с друзьями и знакомыми и т.д. Всего этого человек будет лишен, если в нем не будут сформированы и развиты практические навыки и умения. [3] Развитие практических навыков и умений естественным образом сказываются и на возможности человека осуществлять ту или иную деятельность, соответствующую его возрасту и социальному положению. Это объединяет в себе и возможность учиться, общаться, работать, отдыхать, развлекаться. Практические навыки и умения повсеместно участвуют в каждом виде деятельности человека от трудовой деятельности до личных увлечений. Естественно, что на этапе дошкольного детства детей с отклонениями здоровья, основными необходимыми практическими навыками и умениями являются навыки самообслуживания. Именно им уделяется основное внимание педагогов. Гигиенические навыки, одни из основных которыми должен владеть любой ребенок, и на развитии которых требуется уделять особе внимание у детей с отклонениями в здоровье. Но кроме этого воспитатели останавливаются и на развитии таких навыков как умение убираться на месте где ребенок играет, подготавливая место игры, и затем убирая игрушки по своим местам. Приучение к порядку и дисциплинированности пригодится и в дальнейшем воспитании поэтому необходимо развивать их с самого раннего детства. [2] На этапе младшего школьного возраста, то насколько сформированы практические знания и умения, напрямую отражается на способности ребенка к полноценному обучению. Дети с отклонениями в здоровье наиболее часто испытывают затруднение в учебном процессе, именно на фоне своих ограничений, продиктованных здоровьем. Задача учителя предмета «Окружающий мир» таким образом построить учебный процесс, чтобы на основе самостоятельной работы, ученики с отклонениями в здоровье смогли нивелировать тревожность, возникающую в процессе обучения и полноценно сформировать требуемые практические навыки и умения. Обладая пониженным уровнем обучаемости, дети с отклонениями в здоровье не могут наравне с другими детьми, у которых нет подобных проблем со здоровьем, осваивать учебную программу, формируя требуемые универсальные учебные действия. [6] Инклюзивное образование, при котором дети с отклонениями в здоровье, могут получать полноценное образование наравне с детьми с развитием в норме, помогают им на примере других детей решать более успешно сложные учебные задачи и в целом социализироваться в группе сверстников. При этом педагогическому составу необходимо учитывать те особые образовательные потребности, которые помогут ребенку с отклонениями в здоровье не испытывать сложности с доступностью образовательного материала. [4] Уроки «Окружающего мира» должны стать базой с помощью которой появится возможность повлиять на уровень развития практических навыков и умений у детей с отклонениями в здоровье, ориентируясь на опыт им организацию деятельности других инклюзивных образовательных учреждений. Для того чтобы изучить формирование практических умений и навыков в процессе выполнения самостоятельной работы для детей с отклонениями в здоровье на уроках по предмету «Окружающий мир», нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа. Экспериментальной базой исследования выступило Mуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании приняли участие 15 детей с задержкой психического развития 2-3 классов. Для изучения характеристики уровня сформированности компонентов обучаемости были проведено исследования на основе методик: – экспресс-диагностика свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина (физиологический компонент) ( см. Приложение 2) – фронтальная экспресс - диагностика обучаемости (Маркова А.К.)(когнитивный компонент) – методика наблюдения(инициативный компонент)(см. Приложение 4) – методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса) (эмоциональный компонент) 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (39) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Нуриева А.Р., Шамсутдинова В.Р. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ЗДОРОВЬЕ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» // Вестник науки №6 (39) том 2. С. 36 - 44. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4588 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4588



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.