'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (39) том 2
  4. Научная статья № 7

Просмотры  128 просмотров

Рыжкова О.Б.

  


ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются приемы развития способности подростков самостоятельно организовывать свою деятельность   

Ключевые слова:
самоорганизация, распорядок дня, заблаговременное планирование, крайний срок, постановка цели   


Способность к самоорганизации – важное качество личности, которое существенно помогает в обучении и работе. Умение правильно обустроить рабочее место, организовать свой график и своевременно выполнять задания облегчает жизнь самим обучающимся, увеличивает эффективность их работы. Что именно подразумевается под способностью к самоорганизации и как можно развить это бесценное умение. Самоорганизация — это особый вид деятельности человека, характеризующийся целеустремленностью, активностью, мотивированностью, самостоятельностью и ответственностью. Другими словами, под этим термином понимается способность ставить цели и достигать их, своевременно выполнять необходимые задания, самостоятельно организовывать свою деятельность и четко придерживаться этой организации. Благодаря этому качеству: - Повышается качество работы. Обучающийся, способный организовать себя и свою деятельность, использует достаточное количество времени для выполнения работы, выполняет ее поэтапно и планомерно, лучше сосредотачивается на выполняемых действиях. - Деятельность становится более упорядоченной. У организованного человека деятельность подчинена определенному распорядку, являющемуся для него наиболее оптимальным. Это позволяет не забывать о важных делах, делать все качественно и вовремя, четко представлять цели и задачи, планировать результаты. - Экономятся время и силы. Хорошая самоорганизация позволяет хорошо планировать время — работа выполняется планомерно и остается достаточно времени для досуга. Подростки могут обладать элементами самоорганизации (следование графику, организация рабочего места и пр.), которые можно развить, и которые становятся превосходным задатком для полной самоорганизации. Полное отсутствие этого качества ведет к падению успеваемости, утере каких-либо навыков и знаний, снижению качества выполняемой деятельности, неэффективности обучения. Недостаток самоорганизации лучше всего иллюстрирует откладывание работы до самого последнего момента. Четкий распорядок дня является отличной основой для формирования хороших навыков самоорганизации. Обучающиеся, привыкшие к нему в семье, своевременно выполняют необходимые задания, привыкают к упорядоченности в делах. Организовать себя помогает заблаговременное планирование. Можно планировать на один день, на целую неделю, на каждые выходные и т.д. Важно, чтобы более половины намеченных планов было осуществлено. При необходимости в планы можно и нужно вносить изменения. Для планирования можно использовать традиционные ежедневники. Для эффективного выполнения работы или проекта (написание реферата, подготовка доклада, создание презентации и пр.) хорошим способом является определение дедлайна — крайнего срока сдачи. Для стимулирования деятельности можно визуализировать эту дату (например, выделить на настенном календаре) или выставить напоминания на гаджете. Обилие свободного времени, не заполненного никакой деятельностью, ведет к чрезмерному расслаблению и ухудшению навыков самоорганизации. Избежать этого позволит заблаговременное составление списка занятий на досуге. Процесс его создания можно разделить на три этапа: - обдумывание: дается задание подумать, что подросток может делать в свободное от всего время, можно письменно перечислить варианты; - дополнение: после того как подросток перечислил все варианты, пришедшие ему в голову, можно предложить другие интересные способы времяпрепровождения. Это могут быть любые занятия, способные заинтересовать обучающегося: посещение кружков и секций, выставок и т.п.; - составление единого списка: из всех подходящих вариантов составляется единый перечень. Для развития навыков самоорганизации важно, чтобы у подростка были цели. С подростком необходимо обговаривать цели и совместно формулировать их. Юноши и девушки от 15 лет способны самостоятельно формулировать цели. Главное, чтобы их достижение было не сиюминутным, а занимало хотя бы несколько часов. Поэтапное выполнение - хороший способ для развития самоорганизации. Он состоит в том, что выполнение какой-либо деятельности разбивается на этапы, каждый из которых: - непосредственно связан с другими этапами, другими словами, без выполнения данного действия невозможно перейти к выполнению следующего; - в качестве напоминания можно использовать визуализацию даты на календаре или соответствующую функцию гаджета; - контроль может осуществляться как в процессе работы, так и после ее выполнения. Нужно соблюдать строгий баланс между различными обязанностями подростка (по учебе, по дому и т.д.) и досугом. Должно быть достаточно времени для желаемых занятий. Порядок в доме отлично способствуют развитию навыков самоорганизации. При этом родителям необязательно планировать каждый свой шаг или соблюдать в доме стерильную чистоту, но рекомендуется: Выполнять обещания данные ребенку и требовать соблюдения обещаний с его стороны. Следовать большинству намеченных планов. Грамотно организовывать досуг. Хранить вещи в одном и том же месте (например, ручки и бумага всегда лежат в верхнем ящике стола). Соблюдать порядок на рабочем месте: разбирать бумаги, не оставлять вещи на рабочем столе и т.д. Самоорганизация – высший уровень владения собой и своим временем, умения эффективно устроить свою деятельность. Навыки самоорганизации вполне можно развить, и делать это стоит с самого раннего возраста. Для развития способности к самоорганизации понадобится много терпения, желания и готовности меняться, но при этом результаты не заставят себя ждать, а деятельность станет в разы эффективнее. Если самодисциплина отвечает за то, что все наши команды будут выполнены, то самоорганизация — это умение выбрать команды и создать собственную систему достижения цели 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (39) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Рыжкова О.Б. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник науки №6 (39) том 2. С. 45 - 49. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4589 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4589



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.