'
Баталова О.С.
ПОНЯТИЕ И ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЕМ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ *
Аннотация:
в данной статье раскрывается сущность понятия управления, описываются подходы к управлению формированием готовности педагогов к использованию инновационных технологий обучения
Ключевые слова:
управление формированием готовности, готовность, инновационные технологии, готовность педагога
Современная система управления в образовании постепенно уходит от традиционной стандартности и унификации, приобретает черты социальной области, в которой сталкиваются интересы, представляемые государством, обществом и личностью. Управление в образовании имеет свою специфику и присущие только ему особенности. Особенности управленческой работы в системе образования имеют значительные отличия от других сфер. Самое основное различие – это конечный продукт в виде разнопланово развитых кадров, которые смогут развивать свой потенциал и компетентность и быть конкурентоспособным на рынке труда, отличаясь своей индивидуальностью и уникальностью. Наиболее известной и широко цитируемой трактовкой определения управления в образовании стало определение А.И. Барановского, который его как «специфическую отрасль управленческих наук, вобравшую в себя истоки педагогики, психологии, социологии управления, менеджмента и маркетинга» [Барановский, с. 26]. Управление А. Файоль рассматривал как административную функцию и определял как «предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать». При этом административная функция должна распространяться как он считал только на персонал и не допускать смешения с «правлением» [Файоль, с. 90]. В педагогических исследованиях Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, М.М. Поташника представлен системный подход как учет всех элементов педагогической системы, а также учет внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование системы. Так, В.А. Сластенин проблему управление педагогической системой рассматривает с позиции «целостности взаимозависимых связей управления, самоуправления и саморегуляции личности» [Сластенин, 2000, с. 26]. В управлении формированием готовности, как и в управлении образованием можно выделить 4 подхода: – ситуационный подход; – процессный подход; – системный подход; – функциональный подход. Ситуационный подход объединяет в себе элементы процессного и системного подходов. В центре, основе подхода стоит конкретная ситуация, включающая в себя набор информации и обстоятельств необходимых и важных в конкретный период. В ситуационном подходе при исследовании важно определить методы и приемы, наиболее эффективные для ситуации. М. Фоллет, привнесшая данный подход считала, что различные ситуации требуют различных типов знаний, а человек обладающий знаниям применительно только к одной ситуации, стремится быть в хорошо управляемых деловых организациях, при прочих равных условиях, калифом на час [Фоллет, с. 152]. М.Мейкон представил методологию ситуационного подхода можно объяснить как процесс, состоящий из 4 этапов: 1 Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность; 2. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, — как положительные, так и отрицательные, — от применения данной методики или концепции; 3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию; 4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств [Мейкон, с. 482]. Системный подход стал известен науке в ХХ веке. Осноположниками подхода принято считать Л. Берталанфи и А.А. Богданова. Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого [Мейкон, с. 480]. Элементы, входящие в структуру открытой системы: – вход; – преобразование; – выход. Процессный подход – это последовательность действий: – Планирование. В процессе планирования определяются цели и пути для их достижения; – Контроль. В контроль входит установка стандартов, сравнение желаемого и полученного результата, установление коррекции целей, задач необходимых для достижения плана; – Организация. При организации необходимо распределить и принять ответственность, делегировать полномочия
Номер журнала Вестник науки №6 (39) том 3
Ссылка для цитирования:
Баталова О.С. ПОНЯТИЕ И ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЕМ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки №6 (39) том 3. С. 6 - 10. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4629 (дата обращения: 27.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*