'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (39) том 3
  4. Научная статья № 5

Просмотры  336 просмотров

Нальгиева С.М.

  


ЧЕХОВСКИЙ СЮЖЕТ: ТРАДИЦИИ И МОДЕРНИЗМ *

  


Аннотация:
в настоящей статье анализируются чеховские сюжеты и мотивы в творчестве различных русских классиков, особенности традиций чеховского творчества и сочетание признаков классического реализма и модернистских тенденций   

Ключевые слова:
Чехов, сюжет, модернизм, традиции   


Актуальность темы. Творчество Антона Павловича Чехова оказало большое влияние на представителей различных литературных течений Серебряного века. «Доминантные» темы, сюжеты, мотивы и образы Чехова оставили свой след как в реалистической, так и в модернистской литературе той эпохи. Они являлись предметом притяжения и отталкивания, подражания и творческого спора. Особую значимость в чеховском сюжете, что не раз подчеркивалось его интерпретаторами, имеют приуроченность действия рассказа к пасхальной неделе и тот факт, что архиерей умирает накануне Пасхи. В другом своем рассказе «Святой ночью» Чехов напоминает читателю о существующем в народном православии поверье: «Говорят, что кто умрет под Пасху или на Пасху, тот непременно попадет в царствие небесное». Если для чеховского архиерея смерть - освобождение от тяготившей его социальной роли, возвращение к истокам своей личности, к человеческому в себе, то архиерей Кумова, побыв «обыкновенным человеком», в предсмертном видении вспоминает о своем пастырском назначении. «Он вдруг увидел то, о чем долго думал когда-то в молодости, когда решил сделаться священником. Он увидел Христа, Который пришел к нему, сел около и смотрел - молча, тихо, грустно - смотрел на Своего архиерея». Вслед за этим он видит Христа в пустыне, ведущего народ «кудато далеко-далеко». И когда Христа не стало, старый архиерей ведет за собой народ «на какую-то высокую гору, которая светится вдали, как звезда». Видение архиереем своей смерти насыщено евангельской символикой. Ему, как и чеховскому герою, представляется поле. Но это иное, «сухое, жаркое поле», на котором «Стоят желтые колосья и тихо шуршат, словно шепчут, и один колосок - он сам - стоит в степи, желтый, как золото, и покачивает задумчиво головкой, а косы уже идут... и желтые золотые колоски падают рядами». Чехов олицетворяет собой великие русские литературные традиции XIX века и модернизм. Он начал писать еще будучи студентом, сначала отправляя юмористические произведения и зарисовки в редакцию. Получив квалификацию врача, он практиковался и, хотя, он никогда не зарабатывал в качестве врача много денег, он великодушно пользовался своими умениями . «Медицина, - сказал он однажды, - моя законная супруга, а литература - моя любовница. Когда мне надоедает одна, я иду к другой». Но Чехов был писателем. Когда он, наконец, начал публиковать работы под своим именем, он быстро завоевал признание. Его произведения хорошо продавались. В 1887 году ему было поручено написать пьесу. В результате появилась мелодрама «Иванов» с комическими нотками, которая сейчас редко снимается. Тем не менее, измученный центральный персонаж и баланс между комедией и трагедией дают представление о главных пьесах: «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901) и «Вишневый сад» (1904). В них Чехов исследует время и память; тоска, беспокойство и леденящая кровь самореализация, которые могут разрушить жизнь. «Моя святая святых, - писал Чехов, - это человеческое тело, здоровье, разум, талант, вдохновение, любовь и абсолютная свобода - свобода от насилия и лжи». Понимая, что его литературные предшественники были писателями, озабоченными такими проблемами, как возникновение России, освобождение крепостных и политической идентичности, Чехов вместо этого обратился к атмосфере, настроению, ностальгии, основанной на сожалении и тоске. Его герои переживают потрясающие моменты самореализации. Пьесы - высшее достижение, но не должны затмевать 220 историй, в том числе «Палата № 6» (1892 г.), «Дама с собачкой» (1899 г.), «Враги» (1887 г.), «Крыжовник» (1898 г.), «О любви» (1898 г.), «Крестьяне» (1887 г.), «Поцелуй» (1887 г.), «Соседи» (1892 г.), «Скучная история» (1893 г.). Прежде всего, Чехов, которого Толстой называет импрессионистом, понимает компромисс, преуменьшает значение сюжета и избегает условных развязок. Как драматург, он знал и риски, и значение тишины на сцене, паузы, в которой выражается истина. Чехов всегда утверждал, что писатели должны быть объективными и не принимать чью-то сторону. Его искусство интеллектуально, осознанно. «Дама с собачкой» - одно из лучших его произведений и, возможно, самое известное. Маловероятная история любви, которая начинается как циничное исследование человеческого поведения, но постепенно приближается к глубине и приближается ее. Случайная праздничная встреча на курорте Ялты между пожилым мужчиной и молодой женщиной, оба женатых и один из которых любит свою супругу, сразу расстраивает женщину, которая признается, что разрывается между стыдом и желанием: «Мой муж лакей. Мне было 20 лет, когда я вышла за него замуж, меня мучило любопытство; Я хотела чего-то лучшего, а теперь я стала вульгарной, презренной женщиной, которую любой может презирать». Пара осознает, что они «пара перелетных птиц, пойманных и вынужденных жить в разных клетках. Они простили друг другу то, чего они стыдились в своем прошлом ... и почувствовали, что эта любовь изменила их обоих. В романе «О любви» мужчина вспоминает одну большую страсть своей жизни и дни, проведенные в размышлениях о несправедливости всего этого: «Я был несчастен. Дома, в поле, я думал о ней; я пытался понять тайну того, как красивая, умная молодая женщина выходит замуж за такого неинтересного человека, почти старика ... Я все пытался понять, почему она вышла замуж. встретила его первым, а не меня, и почему должна была произойти такая ужасная ошибка в нашей жизни». В своих пьесах и рассказах Чехов создал замечательных персонажей. Самым незабываемым из всех является доктор Андрей Ефимыч из «Палаты № 6», огромный мужчина с телом «перекормленного, несдержанного и сурового трактирщика на большой дороге ... но его шаг мягкий, а походка осторожная и вкрадчивая; когда он встречает кого-нибудь в узком проходе, он всегда первым останавливается и уступает дорогу». Антона Павловича до сих пор пытаются вписать в тот или иной «литературный клан», то есть соотнести с тем или иным литературным направлением. Однако остается открытым вопрос о литературном направлении творчества Чехова. Писатель по-прежнему воспринимается как реалист, хотя, конечно, с другой точки зрения: реализм больше не противопоставляется модернизму. Освободившись от идеологических схем и догм, за последние 20 лет ученые расширили сферу сравнений, и Чехов стал изучаться в контексте модернизма - литературы, театра, философа, музыки, живописи и критика «серебряного века».

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (39) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Нальгиева С.М. ЧЕХОВСКИЙ СЮЖЕТ: ТРАДИЦИИ И МОДЕРНИЗМ // Вестник науки №6 (39) том 3. С. 28 - 32. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4634 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4634



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.