'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (39) том 3
  4. Научная статья № 17

Просмотры  89 просмотров

Мамедова С.Н.

  


ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются правовые аспекты участия органов территориального общественного самоуправления в осуществлении земельного контроля, анализируются основы организации общественного земельного контроля   

Ключевые слова:
муниципальные образования, земельный контроль, территориальное общественное самоуправление, общественный земельный контроль   


Согласно Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Создание благоприятных условий жизнедеятельности жителям муниципальных образований составляет основу деятельности функциональных и территориальных органов местного самоуправления. Эти конституционные принципы являются приоритетной основой в организации муниципального земельного контроля. При этом обеспечение рационального и эффективного землепользования, законности деятельности органов власти по осуществлению функций управления землями – важнейшие задачи, решение которых осуществляется посредством правового механизма охраны земельных отношений, одним из элементов которого является земельный контроль. На мой взгляд, законодательное закрепление в статье 72.1 Земельного кодекса Российской Федерации положений об общественном земельном контроле дает основание рассматривать данный вид земельного контроля в качестве отдельного, самостоятельного и значимого института. При этом следует указать, что осуществление регулирования вопросов муниципального и общественного земельного контроля происходит в рамках единого процесса. Одним из важнейших субъектов общественного земельного контроля являются органы территориального общественного самоуправления (ТОС). Правовой статус названного субъекта определен в статье 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) [2]. Следует отметить, что отсутствие на современном этапе детальной правовой регламентации института общественного земельного контроля диктует необходимость применения аналогии закона и обращения к актам различных смежных отраслей законодательства, в первую очередь, законодательства об охране окружающей среды. Анализ положений вышеуказанной отрасли позволяет выявить ряд мероприятий, которые, по моему мнению, могут рассматриваться в качестве форм общественного земельного контроля. Например, в статьях 11 и 12 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплен широкий перечень прав и обязанностей общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды, практическая реализация которых может быть отнесена к формам общественного земельного контроля [3]. Не менее важное значение для определения содержания общественного земельного контроля имеет и Закон о местном самоуправлении, в Главе 5 которого обозначены формы участия населения в непосредственном осуществлении местного самоуправления, которые также могут рассматриваться как формы общественного земельного контроля в тех  случаях, когда они инициируются и реализуются в связи с необходимостью принятия решения по вопросам, касающимся именно прав на землю [1, с. 49]. Необходимо также указать, что формы общественного земельного контроля используются не в полной мере, в связи с чем отмечается его низкая эффективность на практике. Так, практически не используются полномочия, предоставленные общественности Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]. В настоящее время большинство представителей ТОС, участвующих в деятельности по общественному земельному контролю, имеют ограниченные возможности и лишены возможности проведения полноценных проверок деятельности как физических, так и юридических лиц по использованию земельных участков. В связи с этим, по моему мнению, необходимо в целях совершенствования деятельности ТОС в земельно-правовой сфере активизировать работу по соответствующему направлению путем разработки и реализации различных по своей природе проектов, предусматривающих проведение мероприятий по общественному земельному контролю. Представляется целесообразным законодательно расширить полномочия органов ТОС в сфере общественного земельного контроля, которые должны быть подкреплены финансово-экономическими механизмами стимулирования. Таким образом, на мой взгляд, органы ТОС должны играть важнейшую роль и занимать ключевое место в организации общественного земельного контроля, так как они являются связующим звеном в системе народовластия, и их практическая деятельность напрямую связана с непосредственной работой с населением в муниципальных образованиях. Широкое вовлечение органов ТОС в деятельность по осуществлению общественного земельного контроля является важным механизмом и практическим направлением совершенствования данного правового института. Очевидно, что массовое участие населения в деятельности по обеспечению соблюдения положений земельного законодательства будет способствовать формированию активной гражданской позиции и, в конечном итоге, окажет положительное влияние на состояние законности в земельно-правовой сфере. Резюмируя вышеизложенное, следует сделать вывод о том, что совершенствование системы общественного земельного контроля напрямую зависит от инициативы органов местного самоуправления, а также в целом от осознания участия граждан в жизни общества. Так, сознательные реальные действия населения в отношении к окружающему миру как в личном, так и общественном плане, должны быть направлены на реализацию общественных ценностей, в том числе земельных и других природных ресурсов родного региона, что будет способствовать формированию в обществе активной гражданской позиции. Необходимо также совершенствовать законодательство в области общественного контроля, в том числе расширять полномочия органов территориального общественного самоуправления в указанной сфере

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (39) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Мамедова С.Н. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ // Вестник науки №6 (39) том 3. С. 99 - 103. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4646 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4646



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.