'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (39) том 3
  4. Научная статья № 19

Просмотры  209 просмотров

Сафронов Д.О.

  


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании преступлений   

Ключевые слова:
следователь, дознание, расследование преступления   


На сегодняшний день проблема взаимодействия следственных подразделений с органом дознания стоит довольно остро. Неумение или нежелание наладить контакт между сотрудниками подразделений занимающихся предварительным расследованием и сопровождением уголовных дел приводит к тому, что своевременно не проводится весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, утрачиваются значимые доказательства, перспективные дела приостанавливаются либо по заявлению выносится постановление об отказе в возбуждения уголовного дела. Регулирование вопросов взаимодействия это ни только и ни столько прерогатива законодателя, а сколько планомерная работа следственных и оперативных подразделений на различных уровнях, в первую очередь на уровне территориальных отделов, которые должны с учетом специфики конкретного подразделения налаживать данную работу. Проведенное анкетирование 100 действующих сотрудников органов внутренних дел показало, что 70 % процентов опрошенных респондентов указывают на неудовлетворительное состояние взаимодействия между следователями и органом дознания при расследовании преступлений. В качестве основных ответов о неудовлетворительном состоянии взаимодействия респонденты указывают следующие причины: оперативные сотрудники не своевременно и не полно отвечают на поручения, а также то, что следователи порой выходят за рамки процессуальных полномочий и используют оперативны состав для выполнения не свойственных им функций (отвести запросы и т.д.). Полагаем, что большой проблемой на сегодняшний день является институт поручений следователя органу дознания. С одной стороны, следователи довольно часто направляют поручения, которые не несут в себе никакой смысловой нагрузки и не содержат никакого перечня мероприятий, который оперативникам необходимо выполнить, и как следствие получают такой же формальный ответ с пресловутой фразой «не представилось возможным…». 60 % опрошенных респондентов указывают о том, что следователи при составлении поручения органу дознания делают это формально часто, 30 % указывают на то, что это делается иногда. С другой стороны, сотрудники оперативных подразделений также довольно часто дают формальные ответы и нарушают сроки исполнения поручений. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что в УПК РФ следует предусмотреть отдельную статью, регламентирующую порядок направления, исполнения, форму, содержание отдельных письменных поручений следователя (дознавателя) органу дознания (другому следователю или дознавателю). Данная статья УПК РФ будет выступать гарантом качественного исполнения поручений следователя и дознавателя при расследовании уголовных дел. Однако, по нашему мнению, это не будет иметь никакого практического значения, полагаем проблему поручений могут решить лишь ведомственный контроль, профессионализм и желание самих сотрудников работать. Также довольно интересно, что около 90% респондентов считают, что следователь должен быть предварительно ознакомлен с результатами предварительной проверки проводимой органом дознания, с целью наиболее  успешного взаимодействия. По опыту работы можно говорить о том, что предварительное ознакомление руководителя следственного органа с материалами оперативной разработки перед реализацией, в случае возможности избегания разглашения оперативной информации позволяет более успешно задокументировать факты преступной деятельности, а также оперативно провести необходимые следственные и процессуальные действия в первые часы после возбуждения уголовного дела, особенно в случае если имеется необходимость производства многочисленных обысков, задержаний подозреваемых и т.д. По мнению ряда авторов, создание именно специализированной группы является наиболее эффективной организационной формой взаимодействия. В рамках такой формы взаимодействия происходит комплексное использование всех сил и средств органов внутренних дел. Считаем, что данное утверждение более чем обосновано, так создание подобного рода групп, безусловно, приводит к положительным результатам. Также реальное проведение совещаний с присутствием следователей и оперативных сотрудников ведет к избеганию волокиты по уголовным делам и материалам проверок, как со стороны следователя, так и оперативного сотрудника. Более того обозначенные на совещании мероприятия, исполнители и сроки должны быть запротоколированы и поставлены на контроль. Запланированный комплекс оперативных мероприятий и следственных действий по конкретным уголовным делам, после проведения совещания может корректироваться руководителем органа внутренних дел, который осуществляет общих контроль, а также руководителями следственного подразделения и оперативных служб, с учетом изменения обстановки. Результаты проведенного исследования также подтверждают мнения авторов, в частности среди мер, направленных на улучшение взаимодействия между сотрудниками органов предварительного следствия и органа дознания указывают о необходимости создания специализированных групп,  ведомственный контроль и ответственный подход к работе со стороны оперативных сотрудников и следователей. Говоря о конкретных мерах улучшения взаимодействия следователя с органом дознания Матюк А.С. пишет: «Кардинально иная ситуация, когда ОРМ включены в УПК в качестве специальных следственных действий. Как показывают результаты исследований, раскрываемость уголовно наказуемых деяний в странах, где существует такая практика, выше примерно на треть. В этой связи, одним из направлений дальнейшего взаимодействия органов предварительного следствия и дознания при раскрытии и расследовании преступлений видится совершенствование его организационного и правового регулирования. Тем более что в Республике Беларусь результаты ОРД, связанные с контролем акустической информации, передаваемой по техническим каналам связи, могут являться источниками доказательств, а такие ОРМ, как «контроль почтовых отправлений» и «слуховой контроль» содержательно схожи со следственными действиями «наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, их осмотр и выемка» и «прослушивание и запись переговоров». По нашему мнению, такая позиция также имеет право на существование. В российском законодательстве также содержаться положения, согласно которым, по своей сути, отдельные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия имеют сходство. Вопрос о выборе одного из них в первую очередь должен сводиться к оптимальному достижению необходимых целей, т.е. следователь с сотрудником оперативных подразделений должны решить, как будет быстрее и удобнее оформить проводимое мероприятие как следственное действие либо ОРМ.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (39) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Сафронов Д.О. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ // Вестник науки №6 (39) том 3. С. 108 - 114. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4648 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4648



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.