'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (39) том 4
  4. Научная статья № 2

Просмотры  185 просмотров

Зерниченко А.А., Лебедева Н.А.

  


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности формирования двигательных навыков у слабослышащих детей. В работе представлены характеристика развития моторной сферы данной категории детей, структура коррекционно-развивающей работы и ее приоритетные направления   

Ключевые слова:
нарушения слуха, слабослышащие дети, физическое воспитание, коррекционная работа   


Познание окружающего мира связано с деятельностью различных органов чувств. Роль слуха в жизни человека очевидна. Главная особенность слухового анализатора – это отражение внешнего мира в форме звуковых образов. Начиная с первых месяцев жизни, ребенок активно реагирует на обилие разнообразных звуков, с удовольствием слушает музыку и голоса других людей. В этом сложном процессе познания действительности большое значение имеет слуховое различение чужой речи. Впоследствии оно будет являться исходной точкой в развитии собственной речи малыша, формировании и расширении его представлений о мире на всех последующих этапах жизни. В настоящее время количество детей с нарушениями слуха ежегодно растет, в связи с этим растет и потребность в более тщательном изучении особенностей развития их познавательной и двигательной сфер. Согласно исследованиям учёных в области дефектологии (Л.С.Выготский, Л.А. Головчиц, Е.А. Стребелева и др.), к категории детей с нарушениями слуха относятся «дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором обычно речевое общение с окружающими затруднено или невозможно» [2,4]. Для правильного понимания особенностей психофизического развития ребенка с нарушением слуха, оказания ему содействующей своевременной педагогической помощи и организации его обучения в образовательных учреждениях были созданы две классификации: медицинская Л.В. Нейманом и педагогическая Р.М. Боскис. В настоящее время они широко используются не только российскими, но и многими зарубежными специалистами в области аудиологии и сурдопедагогики [1]. В педагогической классификации, разработанной Р.М. Боскис, были выделены следующие группы детей с нарушениями слуха: глухие (ранооглохшие), позднооглохшие и слабослышащие (тугоухие) дети. Л.А.Головчиц под тугоухостью понимает «такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов» [2]. Физическое воспитание слабослышащих детей – одно из основных направлений коррекционно-педагогической работы. Целью таких занятий является укрепление здоровья воспитанников, повышение их активности и работоспособности. Благодаря исследованиям многих известных ученых в области дефектологии (А.А.Катаева, А.А.Коржова, Т.В.Трофимова и др.), были выявлены особенности развития моторной сферы у детей с нарушениями слуха. Ребенок с частичным поражением слуховой функции, как правило, не владеет обширным двигательным опытом. Простейшие физические упражнения по подражанию, бег и прыжки вызывают у него ряд трудностей. Для слабослышащих детей характерны нарушения координации, пространственной ориентировки, статического и динамического равновесия. Также у большинства из них наблюдаются отставание в развитии мелкой моторики и артикуляционного аппарата [3,5]. При выполнении физических упражнений у ребенка с тугоухостью отмечаются: замедленность и скованность движений; трудности в поддержании устойчивой позы; вялая и невнятная походка; асимметрия шагов; низкие показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки; мышечная слабость [3,5]. В процессе работы по физическому воспитанию детей с нарушениями слуха реализуется спектр оздоровительных и коррекционных задач. Укреплению организма детей способствуют: систематические закаливающие процедуры; утренние и вечерние прогулки; режимы сна и питания, основанные на индивидуальном подходе к каждому ребенку; оздоровительная гимнастика; различные подвижные физические упражнения, проводимые в игровой форме. Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование двигательных навыков имеет большое значение в становлении личности ребенка и создает прочный фундамент для его полноценного развития на всех последующих этапах жизни. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (39) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Зерниченко А.А., Лебедева Н.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ // Вестник науки №6 (39) том 4. С. 9 - 12. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4658 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4658



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.