'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (39) том 4
  4. Научная статья № 5

Просмотры  113 просмотров

Нуриева А.Р., Хузина Л.Х.

  


РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» *

  


Аннотация:
в статье проведен анализ учебной самостоятельности у обучающихся начальных классов в процессе изучения окружающего мира. Рассмотрены условия, способствующие развитию учебной самостоятельности у младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир». Рассмотрены основные формы и методы развития учебной самостоятельности у младших школьников на уроках по курсу «Окружающий мир». Проведен анализ   

Ключевые слова:
учебно-познавательная самостоятельность, младшие школьники, исследовательская деятельность, сотрудничество учащихся, проектная деятельность, групповая работа   


Модернизация системы общего образования связана с изменением социальных потребностей общества и усилением роли школьника как субъекта учебной деятельности. В настоящее время в современной школе предъявляется ряд новых требований к процессу обучения и воспитания. Одно из ключевых мест занимает проблема формирования познавательной самостоятельности в процессе обучения. Учебная деятельность нацелена не только на развитие способностей учеников совершенствовать, углублять и расширять знания, но и самостоятельно без прямого руководства учителя определять учебные задачи, находить средства для их решения, контролировать и оценивать процесс и итоги собственной деятельности. Почему одни младшие школьники всегда активны, любознательны и с увлечением выполняют задания учителя, а другие, наоборот, – пассивны и равнодушны к учению? Любой учитель желает, чтобы предлагаемые им задания исполнялись каждым учеником с энтузиазмом, заинтересованностью, чтобы дети выражали личное мнение, позицию по исследуемой теме или проблеме. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием всех психических качеств личности. В этот возрастной период начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества. А развитие младшего школьника определяется процессом обучения. Следовательно, учебная деятельность обучающегося должна вызывать устойчивый эмоциональный интерес к познанию. Как отмечал Л.С. Выготский, познавательная деятельность является сознательной и свободной, с высокой степенью развития интереса. Интерес представляется как осознанное стремление, как влечение для себя, как движущая сила образования. Формирование познавательной самостоятельности, как и любого вида педагогической деятельности, происходит в определенной ситуации. Для развития качеств самостоятельности важны условия и возможность их проявления. Таким образом, главным является анализ обстоятельств, способствующих формированию познавательной самостоятельности учащихся в процессе обучения. Одним из важных моментов в развитии познавательной самостоятельности младшего школьника является вовлечение его в исследовательскую деятельность. Учитель должен организовать учебную деятельность обучающихся таким образом, чтобы школьники выступали в роли ученых, совершали открытия новых для себя знаний, понятий, закономерностей, способов решения учебных задач. Исследовательская деятельность учащихся протекает с применением проблемно-поискового метода, который способствует развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений и творческого подхода к делу. Создание на уроке проблемной ситуации ставит младших школьников перед потребностью воспользоваться для решения учебной задачи одной или несколькими интеллектуальными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией, аналогией и другими). Обнаруживая в учебном материале общее сходство, замечая проявление этого в других частных отношениях, ученики выстраивают содержательную абстракцию учебного предмета, что приводит к вычленению способов и приемов решения задач. По мнению В.В. Давыдова, при возникновении ситуации познавательного затруднения у школьников «открывается простор для проявления объективно присущего им безусловного ориентировочного рефлекса, который при отсутствии познавательной задачи часто находится в заторможенном состоянии» [1]. Сегодня в школе широко применяется проектная деятельность, являющаяся одним из видов исследовательской деятельности. Уже на начальной ступени обучения дети вовлекаются в разработку, выполнение и презентацию проектов. Сущность метода проекта заключается в направленности учебнопознавательной деятельности учащегося на результат (проект), который  получается при разрешении личностно значимой и социально детерминированной задачи. Технология организации проектной деятельности представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов, ориентированных на самостоятельную познавательную деятельность учащихся и направленных на достижение задуманного результата. Роль учителя заключается в том, что он создает условия для активности детей и направляет их на самостоятельный поиск необходимой информации. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, должна находиться в области познавательных интересов школьников и быть в зоне их ближайшего развития [2]. Обязательно привлекать школьников к исследовательской деятельности необходимо уже в начальной школе. При этом важно осуществлять ее на доступном для них уровне с учетом психологических особенностей данного возрастного периода. Ведь в основе такой деятельности находится идея развития ребенка как субъекта учебной деятельности при предоставлении ему максимальной самостоятельности. В процессе выполнения данной деятельности следует подмечать проявления необходимых качеств и умений учеников и создавать условия для их формирования. Следующим условием развития познавательной самостоятельности младшего школьника является его сотрудничество с партнерами по классу. В современной школе реализуются различные формы организации учебного процесса, активизирующие желание и стремление ребенка проявить инициативу, творчество и другие характеристики самостоятельности.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (39) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Нуриева А.Р., Хузина Л.Х. РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» // Вестник науки №6 (39) том 4. С. 26 - 33. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4661 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4661



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.