'
Нуриева А.Р., Чанышева Л.К.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» *
Аннотация:
в статье актуализируются вопросы развития представлений младших школьников о здоровом образе жизни, и рассматривается ряд практических методов и приемов его формирования в ходе изучения учебного курса «Окружающий мир в 3 классе»
Ключевые слова:
здоровье, факторы формирования здорового образа жизни, учебный предмет «Окружающий мир»
Вопрос сохранения здоровья детей приобретает все большее значение в условиях современного российского общества. Не зря в 2017 г. Президент РФ издал указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», в котором был представлен План по реализации мероприятийдо 2020 года, направленных на формирование здорового образа жизни детей и… внедрению здоровьесберегающих технологии.[1] Этот указ явился, в том числе и, реакцией на многочисленные исследования, отражающие сложную ситуацию в сфере состояния здоровья младших школьников, в частности, так называемого «школьного здоровья». Например, эксперты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава РФ в ходе исследования 2000-2015 гг. разделили всех детей на четыре группы по состоянию здоровья. В I группу попали абсолютно здоровые дети, во II – те, кого можно считать «практически здоровым», а в III и IV оказались те, кто страдает острыми и хроническими заболеваниями. Среди первоклассников к I и II группам относились 4,3% и 44% школьников. Среди 11-классников абсолютно здоровых детей уже не осталось. Доля «практически здоровых» снизилась до 34%. У каждого второго выпускника диагностированы хронические заболевания. Отмечается, что по сравнению с началом 1990-х годов состояние здоровья учащихся ухудшилось в 2,4-2,7 раза, а хронические болезни стали встречаться у них чаще на 40-70%. [2] Наибольший рост заболеваемости отмечается по классам так называемых «школьных» болезней, наиболее зависимых от образа жизни: нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата (в основном – различные виды нарушения осанки), нарушения зрения, болезни органов пищеварения. Причинами развития этих нарушений являются неправильный режим питания, сна и отдыха, снижение двигательной активности, неконтролируемое использование различных гаджетов.[3] Современные школьники проводят в пространстве образовательной организации большую часть времени, что в условиях организованной работы позволяет использовать значительный здоровьесберегающий потенциал ряда учебных предметов, в частности курса «Окружающий мир». Если коснуться понятия «здоровье», то это «состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». [4] Данное понятие многокомпонентно и включает в себя множество факторов формирования здоровья и взаимосвязанных способов достижения оптимального уровня его показателей. В условиях образовательной организации мы можем выделить несколько групп показателей, на которые мы можем влиять в той или иной степени,т.к.гигиенические условия, факторы среды, учебно – организационные факторы и т.п. Учитель, в силу своих функциональных обязанностей и возможностей реализовывать «совокупность приемов и методов организации учебно– воспитательного процесса, без ущерба для здоровья школьников и педагогов», т.е. здоровьесберегающие технологии, может в действительности учитывать и, в той или иной степени, формировать в первую очередь психолого– педагогические факторы и факторы среды, гигиенические компоненты здоровья.Рассмотрим более подробно наиболее важные моменты, которые влияют на здоровье учащихся и поддаются корректировке и развитию в ходе изучения курса «Окружающий мир». Практически любой раздел программы данного предмета позволяет органично включать в план урока элементы здоровьесберегающих технологий. К примеру, важнейшим компонентом «школьного здоровья» является соответствие используемых методик в процессе обучения возрастным и функциональным возможностям учеников, и ряд тем в данном курсе дает возможность педагогу в ходе учебной деятельности и, особенно, во внеклассной работе влиять на его показатели. При изучении темы «Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение» можно обратить внимание на особенности ощущений человека и необходимость бережного отношения к органам чувств.
Номер журнала Вестник науки №6 (39) том 4
Ссылка для цитирования:
Нуриева А.Р., Чанышева Л.К. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» // Вестник науки №6 (39) том 4. С. 34 - 39. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4662 (дата обращения: 02.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*