'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (39) том 4
  4. Научная статья № 8

Просмотры  153 просмотров

Тё В.В.

  


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ ОТЦА И МАТЕРИ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА *

  


Аннотация:
в настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания, приобрели особую остроту и актуальность. Проблемы семьи и семейного воспитания находятся в настоящее время в центре внимания не только педагогической науки, но и общества в целом. Это связано, в первую очередь, с кризисом самого института семьи, наблюдаются тенденции к разрушению нравственных устоев семьи, утрате жизненно важных человеческих ценностей, ослаблению семейной коммуникации, что приводит низкому уровню семейного воспитания подрастающего поколения. Данные обстоятельства не могут не беспокоить гражданское общество и государство, поскольку они направлены не на сплочение семьи, а на ее разобщение и разрушение   

Ключевые слова:
семья, роль матери и отца, воспитание   


"Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, - писал Ушинский, - приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире, - право на правильное и доброе воспитание» [2]. Согласно психолого-педагогической литературе, современное представление о движущих силах, условиях развития психики и личности человека, психическое развитие растущего человека опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем. Семья, по мнению ученых, обеспечивает ближайшее социальное окружение ребенка, она удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, М.И. Лисина, А. Бандура, Э. Эриксон, А. Фрейд, М. Клейн, Д. Винникотт, Э. Бронфенбреннер, М. Эйнсворт, П. Криггенден). Первый опыт социального и эмоционального взаимодействия ребенок приобретает в семье. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается "зона ближайшего развития", где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности. Специфика самой потребности в общении состоит в стремлении к познанию и к оценке других людей, а через них - к самопознанию и самооценке (Э. Эриксон, Э. Фромм, Р. Бернс, Л. И. Божович, А. М. Прихожан, М. И. Лисина и др.). В процессе воспитания ребенка в семье важное значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания (Х. Джайнот, Д. Баумриид, А. Е. Личко, А. Я. Варга, А. А. Бодалев, В. В. Столин, Ю. Б. Гиппенрейтер). Родившись, младенец не разделяет себя и мир. В ходе развития он начинает воспринимать вещи такими, какими они являются, учится их использовать и различать, и с того момента дает вещам имена. Помимо того, что ребенок учится взаимодействовать с вещами, также он научается взаимодействовать с людьми. Переживания, эмоции, испытуемые ребенком чаще всего связаны с мамой, с которой они являются одним целым. Дитя это чувствует, потому что социальная ситуация ребенка звучит так: я любим, потому что я-ребенок своей матери. Иными словами, ребенок считает, что он любим мамой просто за то, что он есть. Поэтому любовь матери к своему чаду несет пассивный характер. То есть, ребенок ничего не делал для того, чтобы заслужить материнскую любовь. В этом заключается особенность любви матери - она безусловна. Она не вызывается и не контролируется. Со временем, на развитие ребенка начинает оказывать большое влияние новый фактор - способность возбуждать любовь. Начинает задумываться о том, что он может дать родителям. Желание ребенка быть любимым переходит в желание любить, в ребенке активируется способность дарить любовь. Ребенок обнаруживает, что дарить любовь намного приятнее и радостнее, чем получать её, что любить намного важнее, чем быть любимым, возбуждая любовь своей любовью. Примечательно еще то, что в 2-3-х летнем возрасте малыш начинает осознавать свое «Я», начинает хорошо себя узнавать, свое имя, гендерную принадлежность, переживает потрясающее открытие-возможность хотеть или не хотеть что-либо. Рождается понимание, что «я - это я», то же чувство собственного существования, идентичности остро переживается в начале подросткового возраста «Я существую!». Малыш, слезая с рук, «вылупляется» из младенческого слияния с матерью, а подросток должен «вылупиться» из семьи [3]. Поскольку материнская любовь безусловна, мы - будучи детьми или же взрослыми, тоскуем по ней, однако контакт с отцом имеет совершенно другую модель. [4] Роль матери и для сына, и для дочери индивидуальна. Например, для дочери мама является самым главным образцом роли матери. Девочки после трех лет «примеряют» на себя то, что видят в маме, то есть всё, что с ней связано. Любовь мальчиков к матери нежная, трепетная и искренняя, мальчики особенно ревнивы к своим так называемым «конкурентам» - отцу, младшим братьям и сестрам, друзьям, а также к другим детям. И мальчики, и девочки благодаря маме формируют в себе модель супружеских отношений. [5] 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (39) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Тё В.В. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ ОТЦА И МАТЕРИ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА // Вестник науки №6 (39) том 4. С. 45 - 51. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4664 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4664



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.