'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (39) том 4
  4. Научная статья № 14

Просмотры  126 просмотров

Охотникова О.Э.

  


К ВОПРОСУ О ДОКАЗЫВАНИИ КАРТЕЛЯ *

  


Аннотация:
самым серьезным нарушением антимонопольного законодательства считается создание картеля, однако в российском законодательстве отсутствует нормативное определение картеля и его наличие доказывается, как правило, по косвенным признакам, что приводит к формализму со стороны антимонопольных органов, а также большой доле судейского усмотрения   

Ключевые слова:
картель, антиконкурентное соглашение, сговор   


Конкуренция – основа рыночной экономики. Создание правовых норм в этой сфере основано на соблюдении ряда основных принципов: равенство участников правоотношений, право на конкуренцию, свободное развитие предпринимательства, свободе договора, охране частной собственности и иных способов обеспечении конкуренции. Эти принципы закреплены в Конституции и продолжают развитие в федеральных законах. Прежде всего, Конституция Российской Федерации содержит в пункте 1 статьи 8 гарантии «единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности». Немаловажным фактором, для развития предпринимательства и конкуренции, в частности, является декларирование в Конституции права на равную защиту, как частной, так и государственной (муниципальной) и иных форм собственности (п.2 ст. 8, п.1 ст. 35 Конституции). В соответствии с положениями Конституции, приняты Федеральный Закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", призванные обеспечить конкурентоспособную среду на рынке выполнения заказов для государственных и муниципальных нужд. Однако, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность как в содружестве между собой, так и с участием государственных (муниципальных) служащих, стали разрабатываться незаконные «схемы» обхода законодательства в сфере конкурентной деятельности с целью извлечения дополнительного дохода. Одна из наиболее серьезных форм нарушения антимонопольного законодательства – картели – антиконкурентные сговоры (соглашения). Картели представляют серьезную угрозу для общества, их участники, заключающие незаконные соглашения, наносят ущерб интересам потребителей и получают огромную прибыль. Картельные соглашения считаются наиболее опасными и трудно доказываемыми нарушениями антимонопольного законодательства в России и за рубежом. Тем не менее, до настоящего времени в российском законодательстве полностью отсутствует нормативное определение картеля, так же как нет понятия соглашения, заключаемого хозяйствующими субъектами-конкурентами с целью ограничения конкуренции. Отсутствие представления о том, что является картельным соглашением с точки зрения законодательства, может привести к непониманию у предпринимателей какая модель взаимоотношений с иными хозяйствующими субъектами должна быть выбрана, не нарушая закон и отвечая интересам бизнеса. Статья 11 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) не определяет, какие действия хозяйствующих субъектов могут указывать на наличие антиконкурентного соглашения. А антимонопольные органы зачастую обходятся декларацией формального запрета картелей и косвенными доказательствами, совокупность которых, по мнению антимонопольных органов, свидетельствует о наличии анти-конкурентного соглашения. Неудивительно, что Российское законодательство в сфере защиты конкуренции требует корректировки и внесения поправок, позволяющих вести эффективную борьбу с ограничением конкуренции без неоправданного давления на бизнес. Поскольку под соглашением, согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, понимается не только договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, но и договоренность в устной форме, согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы, чтобы установить факт достижения антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами, они должны осуществить предусмотренные соглашением меры для достижения цели, которая должна быть установлена антимонопольным органом. Судьи приходит к выводу, что антиконкурентное соглашение не может рассматриваться эквивалентно понятию договора в гражданском праве. К подобным соглашениям не применяются нормы об оценке доказательств, определяемые по правилам АПК РФ, так как они могут быть использованы только при доказательствах законных (правомерных) действий. А запрещенные антиконкурентные соглашения к таким действиям не относятся.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (39) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Охотникова О.Э. К ВОПРОСУ О ДОКАЗЫВАНИИ КАРТЕЛЯ // Вестник науки №6 (39) том 4. С. 83 - 88. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4670 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4670



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.