'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (40) том 1
  4. Научная статья № 4

Просмотры  103 просмотров

Слепушкин В.В., Найденко М.К.

  


ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ РЕЖИССЕРОВ ТЕАТРА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается влияние образовательного процесса на формирование профессиональных навыков режиссеров театра   

Ключевые слова:
режиссер, образование, педагог, герменевтика, трактовка   


В театральном мировоззрении существует три грани раскрытия образа и задач режиссера на театральных подмостках, как отметил Владимир Иванович Немирович-Данченко: «Режиссер – существо трехликое. Он и толкователь смысла, он же показывающий, как играть; так что его можно назвать режиссером – актером, режиссером – педагогом. Режиссер – зеркало, отражающее индивидуальные качества актера, и организатор всего спектакля». Исходя из этого следует сделать вывод о том, что ответственность за формирования и построение смысла и трактовки литературного материала несет прежде всего постановщик. Для полноты понимания темы и проблемы выбранного литературного произведения необходимо уметь вычленять основные компоненты, на которых строится конфликт и линия борьбы, так сказать основа сквозного действия. Для достижения данной цели трактовщику необходимо иметь выработанную систему ценностей и интересов, которые дадут ему в процессе создания спектакля точное понимание движения роста роли у исполнителей. Не грамотно выстроенная цепь взаимоотношений, не соответствие стилистике и тенденциям выбранной эпохи влекут за собой провал. В целях недопущения подобных ошибок необходимо еще на первоначальном этапе обучения молодых специалистов, научить их правильному разбору произведения. Основу данному процессу составляет методы работы обучения в общеобразовательной школе. К сожалению, в нынешнее время в большинстве случаев школьные учителя перестали в процессе разбора произведение использовать методы анализа и сравнения. Учеников «обязуют» принять мнение самого педагога или критиков, высказавших свою точку зрения об материале, героях и событийном ряде несколько столетий назад. Подобный подход влечет за собой непонимание материала и исключает момент дискуссии, а также не допускает всякую возможность построения доказательной точки зрения подрастающей личности, лишая ее собственного мнения и способности находить второстепенный или скрытый смысл в репликах и действиях героев произведения. Неправильно разобранное произведение влечет за собой ошибки в процессе построения действия на сцене, для исключения подобных ситуаций необходимо научить молодого специалиста использовать при изучении материала – герменевтический метод разбора, то есть помочь ему освоить  умение полностью вычленять основные элементы и символы сюжетного и драматургического построения из контекста пьесы, рассказа, романа и т.п. Герменевтический метод разбора – это одно из направлений философского осмысления внутренних аспектов происходящего. Само понятия герменевтика необходимо воспринимать, как искусство толкования. В случае разбора литературы, данный анализ необходимо воспринимать, как реконструкцию текста, его интерпретацию на доступный для понимания современного зрителя лад. Важно понимать, что в процессе создания интерпретации, основный смысл, заложенный автором, пострадать не должен, необходимо лишь изменить язык подачи и трактования происходящего для полноты понимания действия, не навредив системе аспектов авторской позиции, выстроенной в выбранном материале. Данный метод позволяет провести полный разбор событийного ряда для создания будущего спектакля и дает возможность изучить все неясности поведенческого и диалектного характера у основных и второстепенных героев. Исходя из выше сказанного образовательный процесс, в частности общеобразовательные уроки литературы и истории необходимо выстроить так, чтобы поставить учащегося в рамки разбора и размышления, подтолкнув его к мысли и противоречиям за счет уже существующих трактатов, мнений и устоев. Только путем столкновения мнений и высказываний, может появиться истина и достоверная картина происходящего действия будущего спектакля. Необходимо понимать, что образование не должно заканчиваться школьной программой, в процессе роста и развития личности, формируется его собственное мировоззрение. Взгляд на привычные вещи меняется. То, что когдато было понятным и доступным, становиться более многогранным и требует нового подхода. В данном процессе развития, влияние и поддержка педагога необходима, как никогда. Необходимо правильно подобрать наставнический материал, который бы стал основой для собственных размышлений. Педагогический  толчок в процессе осознания и познания простых истин, как первоначальный шаг в развитии драматургического мышления будущего режиссера. Как показала практика одними из самых результативных способов влияния на формирования внутреннего стержня и системы взглядов стали: - Убеждение – один из способов воздействие на сознание, за счет учета жизненного опыта педагога и обучающегося, авторитет педагога, возрастных и индивидуальных достижений обучающегося. Все перечисленные параметры основа любой дискуссии, в процессе, которой и рождается режиссёрская жила толкователя. Педагогу необходимо уметь правильно применить и привести в пример ситуацию из собственной жизни для наглядности и приближённости понимания, а также помочь будущему специалисту в поиски подобных параллельно пересекающихся или похожих случаев из его жизненного опыта - Упражнение – структурирование выполнение задачи или алгоритма направленное на выполнение поставленной задачи или достижения цели, в данном случае на выработку опыта работы с трактовкой будущего спектакля. Начинать разбор нужно с простых материалов, например с сказок, а дальше постепенно усложнять темы и объемы. Упражняться следует и в жизненнобытовых ситуациях, так сказать, проводить анализ происходящего вокруг. - Обучение – данный процесс влечет за собой расширение знаний о мире, истории, людях и традициях, которые и являются основой любого произведения, использующегося для инсценировки. Необходимо постепенно увеличивать аналитический объем информации, тесно совмещая несколько направлений, пересекающихся между собой. - Стимулирование – пробуждение в обучающемся желания саморазвития за счет пробуждения и придания импульса мыслительного процесса. Не стоит настраивать обучающегося на боязнь собственных ошибок, необходимо объяснить ему, что любой шаг — это двигатель в соревновательном процессе с такими же, как и ты, и самое главное с самим собой. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (40) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Слепушкин В.В., Найденко М.К. ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ РЕЖИССЕРОВ ТЕАТРА // Вестник науки №7 (40) том 1. С. 18 - 23. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4685 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4685



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.