'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (40) том 1
  4. Научная статья № 6

Просмотры  95 просмотров

Толстикова О.Н.

  


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ *

  


Аннотация:
в статье обсуждается проблема учебной мотивации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Рассматривается организация психологопедагогического сопровождения процесса формирования учебной мотивации у данной категории детей. Предлагается краткое описание этапов работы педагога-психолога по сопровождению младших школьников с интеллектуальной недостаточностью   

Ключевые слова:
психолого-педагогическое сопровождение, учебная мотивация, мотивы учения, младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью   


Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья личностные результаты включают овладение обучающимися младшего школьного возраста компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различной среде. При поиске возможностей для повышения продуктивности процесса обучения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью объектом внимания специалистов должны являться не только познавательные процессы, но и мотивационная составляющая. Данное положение обуславливает особое внимание к развитию системы психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности в образовательных организациях. Современные представления о месте и роли сопровождения в развитии личности дают основание анализировать его как процесс, метод и службу сопровождения. Сопровождение это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются организационные, психологопедагогические условия для успешного обучения и развития каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Успешность обучения в школе представлена не только интеллектуальными возможностями учащегося, но и в значительной степени уровнем сформированности адекватной иерархии мотивов учения, под учебной мотивацией понимают и способы реагирования на трудности и неудачи, возникающие в процессе обучения, а также ожидания и представления собственных достижений, успехов и неудач. Факторы (учет интересов школьников, организация помощи в преодолении трудностей в обучении, обеспечение конструктивных межличностных отношений участников учебного процесса), положенные в основу содержания психокоррекционной работы по формированию мотивации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недосточностью. Безусловно, учебная мотивация является показателем успешности обучения. Мотивационно сфера у учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет особенности развития: незрелость, сужение числа мотивов в структуре мотивации, низкий уровень социальных потребностей и потребности в познавательной активности, преобладанием игровой мотивации. В научной литературе однозначно определена тенденция ослабления учебной мотивации в связи с накоплением трудностей в учебной деятельности, периодичности повтора ситуации неуспеха. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования учебной мотивации предполагает следующие этапы работы: Комплексная диагностика и коррекция включает Реализация единого комплекса психолого-педагогических мероприятий [2]. 1. Диагностика. Данный этап направлен на определение видов мотивов, выявление потенциала учащихся. Диагностика эмоционального отношения к процессу учения, к участникам учебного процесса, а также изучение интересов младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Начало учебной деятельности по-новому определяет взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками. В свою очередь, особенности сотрудничества, эмоциональный контакт и отношение к окружающим определяют как успешность учения, так и динамику психического развития ребенка в целом. 2. Коррекционно-развивающая работа Значимость «ситуации успеха», как составляющей любого вида деятельности, общеизвестна. Положительный результат деятельности всегда сопровождается положительными эмоциями, которые являются значимыми для субъекта деятельности. Важно иметь в виду, что мотивация претерпевает изменения при непосредственном включении в деятельность, поэтому на становление мотивации учения влияет адекватная возможностям ребенка организация и содержание учебной деятельности. Эффективно использовать развивающий потенциал практических видов деятельности в работе специалистов. В частности известно, что игра для первоклассников с задержкой психического развития в самом начале школьного обучения обладает наибольшим потенциалом для развития их возможностей (Н.Л. Белопольская, Л.В. Кузнецова) [1]. 3. Деятельностный этап. Целенаправленный психологопедагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Педагог-психолог составляет рекомендации педагогам и родителям, участвует в разработке индивидуальных программ развития, отслеживает динамику развития учащихся.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (40) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Толстикова О.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ // Вестник науки №7 (40) том 1. С. 28 - 31. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4687 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4687



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.