'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (40) том 1
  4. Научная статья № 7

Просмотры  158 просмотров

Чудинова Н.Ю.

  


МЕТОД КЕЙСОВ В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА *

  


Аннотация:
в данной статье описывается опыт работы по использованию метода Case study в работе со студентами педагогического колледжа с целью активизации студентов на учебных занятиях. Особое внимание автор уделил описанию этапов реализации метода кейсов в группе студентов   

Ключевые слова:
Case study, метод кейсов, современные образовательные технологии   


Современная дошкольная образовательная организация ждёт воспитателя, сочетающего в себе профессиональное мастерство и академическое знание вопросов воспитания и образования детей дошкольного возраста. Для этого будущему воспитателю необходимо хорошо владеть общими и профессиональными компетенциями, в том числе и специальными практическими навыками. В Профессиональном стандарте педагога говорится: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования… Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу». Для качественной реализации образовательной программы дошкольного образования сегодня требуется активный, мобильный, компетентный педагог, способный к решению множества проблем, с которыми он сталкивается в образовательном процессе. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование предусматривает в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся. В данном случае наиболее полезным будет материал профессионального характера, т.е. информация из жизни дошкольников, детского сада. Таким требованиям удовлетворяет педагогическая ситуация, как единица анализа педагогической деятельности, а в современной интерпретации наиболее продуктивным будет использование педагогических кейсов, т.е. различных ситуаций с типовым решением проблемы, анализом ситуации, предложением различных методик и рекомендаций. В настоящее время наблюдается распространение метода case study связанное с тем, что он направлен не столько на освоение конкретных заданий, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента. Case study не имеет точного перевода на русский язык и в обороте используется несколько русскоязычных аналогов: кейс-стади, метод кейсов, бизнес-кейсы, кейс –метод, обучение на практических примерах, метод конкретных ситуаций, ситуационное обучение, ситуационные задачи. В целом метод кейсов представляет собой систему обучения, базирующуюся на анализе, решении и обсуждении ситуаций как специально смоделированных, так и реальных. При этом обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Основная цель использования данного метода – активизация студентов. Суть метода в том, что студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию из педагогической практики детского сада, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему из области воспитания и образования детей дошкольного возраста, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении данной проблемы. Работа с педагогическими кейсами это, по сути, исследовательская деятельность, имеющая свою внутреннюю логику. При анализе педагогических кейсов студентам необходимо опираться на фундаментальные понятия педагогически и частных методик, на законы и закономерности, принципы обучения и воспитания. Студенты видят в методе кейсов возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками в части формирования профессиональных качеств. Для преподавателей важен том момент, что в работе с кейсами возможно привлечение к активной работе на занятии максимального количества студентов в части изучения ситуации, выяснения различных точек зрения, сравнения различных взглядов и принятия коллективных решений. С одной стороны, присутствует минимальная зависимость студентов друг от друга, наличие у каждого права на правильные и неправильные ответы, взаимный обмен информацией, в другой- взаимное влияние обеспечивает проявление усиления потенциала каждого участника за счёт их взаимодействия. Исследование каждой ситуации в кейсе завершается не единственным решением, а альтернативными решениями, это становится возможным в силу группового оценивания деятельности на каждом этапе. Конечно, для преподавателя важен вопрос источников кейсов. Вопервых, это реальная действительность – жизнь ребёнка дошкольника во всех её проявлениях и реальных проблемных ситуациях. Во-вторых – образование: оно определяет цели и задачи образования, интегрированные в кейс метод. Третьим источником может быть наука, она задаёт две ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множеством других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа и выработки решения. Конечно, источником кейсов служат значительные исторические факты, литературные источники (текстовые материалы художественных произведений). Рассмотрим этапы реализации метода кейсов в группе студентов. Анализ практической ситуации. Этот этап самостоятельной работы студентов в подгруппах позволяет каждому студенту принять участие в обсуждении, высказать свою точку зрения и получить представление о мнениях сокурсников; приобрести навыки совместной работы в команде; дает возможность каждому быть полностью подготовленным к работе, так как в малой группе невозможно скрыть некомпетентность. Задача работы подгруппы – подготовиться к формулированию своих выводов и заключений перед групповым обсуждением. Предварительное обсуждение ситуации. Этот этап позволяет преподавателю убедиться в хорошем усвоении материала студентами и в правильном понимании сформулированных проблем всеми студентами группы. Преподаватель отвечает на вопросы студентов. Важно обратить внимание, что допускаются только те вопросы, которые касаются разъяснения событий или фактов, а не объяснении причин или вариантов решений. Сообщение подгруппы должно рассматривать оценку позитивных и негативных последствий возможных вариантов решений, перечень рисков и потенциальных проблем, предположения о возможном последующем развитии событий.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (40) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Чудинова Н.Ю. МЕТОД КЕЙСОВ В РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА // Вестник науки №7 (40) том 1. С. 32 - 37. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4688 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4688



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.