'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (9) том 1
  4. Научная статья № 42

Просмотры  105 просмотров

Аюшиева Т.Ф., Родионова Д.Н.

  


МЕСТНЫЕ НАЛОГИ В СИСТЕМЕ СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ *

  


Аннотация:
современное состояние местных налогов в составе собственных доходов является ключевым аспектом обеспечения принципа финансовой самостоятельности муниципального образования. Поскольку ключевой проблемой муниципальных образований является недостаток собственных ресурсов для покрытия обязательств, проблема регулирования правового поля местного налогообложения является наиболее актуальной. В статье рассматриваются проблемы правового регулирования налоговых доходов, изучаются компетенции и полномочия органов местного самоуправления в области установления и ведения местных налогов. Проведенное исследование налогового законодательства позволило сделать выводы о несоблюдении принципа финансовой самостоятельности местного самоуправления в результате увеличивающегося централизованного управления федеральными органами власти. Предложены пути решения выявленных проблем с помощью реформирования налоговой системы, основанной на перераспределении полномочий в пользу местной власти, обеспечении собираемости налогов, а также информационной открытости органов власти всех уровней   

Ключевые слова:
доходы муниципального образования; налоговые доходы; местные налоги; финансовая самостоятельность местного самоуправления   


Налоговые доходы является наиболее значимой частью пополнения местного бюджета. Поэтому очевидно, что финансовая состоятельность бюджетов муниципальных образований в большей степени зависит от уровня налоговой составляющей местных налогов, а также от их собираемости. В настоящее время большинство муниципалитетов Российской Федерации своей ключевой проблемой видят затяжной характер нехватки собственных средств для покрытия расходной части бюджета. Этому способствовала политика бюджетного и налогового федерализма, предполагающая концентрацию значительной части финансовых ресурсов на уровне государственного бюджета с выделением части средств на другие уровни бюджетной системы, которая, казалось бы, должна усиливать бюджетную дисциплину и способствовать более эффективному расходованию средств. Однако современная картина показывает фактическую финансовую несостоятельность многих субъектов и муниципальных образований России и зависимость от финансовой помощи в виде дотаций, субвенций, средств фондов финансовой поддержки. Поэтому развитие налоговой системы на местах в аспекте увеличения доли местных налогов и бюджетной обеспеченности территорий при сохранении единства правового поля налогообложения в целом становятся все более актуальными вопросами, требующие теоретически обоснованных решений. Так, налоговые доходы составляю большую долю доходов бюджета. В связи с этим большое значение для муниципальных образований имеет повышение пополняемости бюджетов за счет налоговых поступлений, особенно за счет местных налогов, право на распоряжение которыми имеют органы местного самоуправления. Согласно Налогового Кодекса (НК) РФ ст. 15 к местным налогам и сборам относят земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор. Состав местных налогов изменялся на протяжении десятилетий. Результатом такого перераспределения стало ухудшение сбалансированности бюджета, особенно муниципальных образований и регионов, являющихся реципиентами, снижение финансовой состоятельности и увеличение зависимости от экономик других регионов. Так, с принятием второй части НК РФ в состав местных налогов перестали включать налоги на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость, а вскоре и налог с продаж. В 2000-х годах Бюджетным Кодексом было закреплено ведение местных бюджетов на принципах самостоятельности, т.е. за счет местных налогов. Однако, уменьшенный состав местных налогов не позволял муниципальным образованиям обходиться без помощи других субъектов, т.е. фактически муниципалитеты стали зависимыми от межбюджетных трансфертов и отчислений от регулирующих налогов. Таким образом система местных налогов не в состоянии обеспечить самостоятельность финансов муниципального образования, поскольку доходы от них не являются определяющими и занимают около 15 % от всей суммы доходов. Налоговый Кодекс Российской Федерации при установлении видов местных налогов определяет и полномочия местных органов исполнительной власти. В соответствии с федеральным налоговым законодательством муниципальные образования не вправе принимать решения о вводе или запрете местного налога на своей ведомственной территории. Установление местных налогов ограничено законодательно. Так, предельные компетенции местных органов власти, согласно ст. 12 НК РФ, ограничиваются определением следующих элементов налога: ставка налога, порядок и сроки его уплаты, льготы, в том случае если данные элементы налогообложения не установлены.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Аюшиева Т.Ф., Родионова Д.Н. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ В СИСТЕМЕ СОБСТВЕННЫХ ДОХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ // Вестник науки №9 (9) том 1. С. 94 - 96. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/470 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/470



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.