'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (40) том 2
  4. Научная статья № 1

Просмотры  177 просмотров

Кедич С.И., Дегтярев В.А.

  


ОБРАЗ ПОБЕДИТЕЛЯ И ПОБЕЖДЕННОГО В СОЗНАНИИ СПОРТСМЕНОВ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается образы Я, победителя и побеждённого в сознании спортсменов, так же рассматриваются связи Я образа, образа победителя и побежденного с мотивами занятия спортом   

Ключевые слова:
Я-образ спортсмена, образ победителя и побежденного, мотивация занятия спортом   


Образы «Я» – это наши фундаментальные самоопределения. Они оказывают систематическое и глубокое влияние на то, как перерабатывается индивидом информация, касающаяся его «Я». Образ «Я» – это не интеграция действий, которые происходили в прошлом или которые будут проходить в будущем. Можно назвать это заявлением ответственности за свои действия в определенной сферой деятельности. Таким образом, схемы «Я» определяют прошлое и настоящее «Я», но, что более важно, они определяют будущие, возможные «Я». Зачастую в «Я» содержатся некоторые идеи относительно способов достижения желаемого результата, планы и стратегии. Таким образом, возможные «Я» – это то, что запускает «Я» в действие, намечает вероятный курс действий. Возможные «Я» – это когнитивные мосты между настоящим и будущим. Рабочая «Я»-концепция – это набор представлений о себе, которыми человек обладает в данный момент. Это - постоянно активный, изменяющийся массив знаний о самом себе. Он изменяется в зависимости от того, какое из этих представлений было активизировано соответствующими социальными обстоятельствами и от того, какие представления были активизированы индивидом в его отклике на текущий опыт [6]. Целью проведенного исследования было выявить содержание и структуру образа победителя и проигравшего в сознании спортсменов. Объект исследования: являются спортсмены возрастом от 18 лет до 25 лет, Предмет исследования: образ победителя и проигравшего в сознании спортсменов Методики использованные в исследовании 1. Методика «Структура образа человека (иерархическая)» В.Л. Ситников [8] 2. Тест-опросник «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» (МУН) А.Реан 3. Методика "Изучение мотивов занятия спортом" В.И. Тропников Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва №1 Невского района Санкт-Петербурга». Выборка представлена 50 спортсменами в возрасте от 18 до 21 года, из них 25 юношей и 25 девушек. Результаты эмпирического исследования показали, что чаще всего респонденты описывают себя и победителя как доброго (более 60% респондентов), умного (36% и 50%, соответственно), красивого (более 35%),  веселого (30 и 52% соответственно). А вот в образе побежденного чаще встречаются такие определения, как глупый (36% опрошенных), злой (32%), предатель (24%). Но и в нем встречаются положительные характеристики (Красивый, добрый, любимый). Эти характеристики есть и в образе победителя. В образе проигравшего много определений противоположных смыслу определениям Я-образа и образа победителя. Из этого можно сделать вывод, что спортсмен в той или иной степени сопоставляет себя как с победителем, так и с проигравшим. В образе Я у спортсменов положительных определений (60%) больше, чем нейтральных (30%) или отрицательных (10%) (Рисунок 1). Так же как и Яобразе, в образе победителя больше положительных (70%), чем нейтральных (20%) и отрицательных (10%). А вот образу побежденного присуще больше отрицательных (65%), чем положительных (25%) и нейтральных (10%). Это свидетельствует о том, что спортсмены на вербальном уровне ассоциируют себя с победителем, а вот образу проигравшего присуждают, так называемый ярлык, в большей степени отрицательные характеристики. Такое соотношение говорит о незрелом отношении к победам, а главное к проигрышу. Спортсмены боятся оказаться среди побежденных, что будет означать, положение изгоя. В образе победителя «положительных характеристик» больше, чем в образе Я (уровень значимости различий 0,01). А в я образе спортсмена больше «нейтральных характеристик» (уровень значимости различий 0,01). Это свидетельствует, о том, что спортсмены, характеризуют победителя больше положительными качествами, при этом я-образ оказывается не более отрицательным, а более сдержанным (нейтральным). Сравнение структуры образов показало значимые различия структур всех трех исследуемых образов (Рисунок 2). В образе победителя среднее количество характеристик относящихся к социальной сфере личности (8,673) выше, чем в образе Я (6,692) (уровень значимости различий 0,01). Это означает, что спортсмену важнее видеть победителя, как человека, который умеет взаимодействовать с обществом, занимает в нем определенное положение, имеет уважение со стороны окружающих. В образе побежденного среднее количество характеристик социального интеллекта (3,635) выше, чем в образе Я (2,135) (уровень значимости различий 0,01). Это значит, что спортсмены в побежденном видят неумение понимать и подстраиваться под другого человека, сложности в общении. В образе побежденных «социальных характеристика» (8,654) больше, чем в образе Я (6,692) (уровень значимости различий 0,01), из этого следует, что атлетам намного важнее видеть в побежденных, как собеседника, требовательного человека для того, чтобы понять почему же он все-таки проиграл. Конвенциональных характеристик больше образе Я (1,096), чем в образе побежденных (0,365). При описании себя практически все спортсмены указывают свой семейный или общественный статус (человек, гражданин, сын, студент, русский и т.п.), в описании побежденного таких характеристик практически нет. В категории «телесно-физические» характеристик в образе победителя (2,846) и побежденного (2,673) меньше, чем в образе Я (4,173). Это значит, что спортсменам как победитель, так и побежденный не интересны, в физическом плане. В образе победителя характеристик социального интеллекта меньше (2,635), чем в образе проигравших (3,635) (уровень значимости различий 0,05). Образ проигравшего для спортсмена – это образ человека, который, действует так, как от него требует сложившаяся ситуация. Спортсмены, считают проигравшего более наивным, чем победителя. Невербальная часть методики позволяет оценить на сколько, человек сопоставляет себя с тем или иным образом. Спортсмены чаще сопоставляют себя с победителями (56%), и противопоставляют себя больше проигравшим (60%). Однако, тех, кто сопоставляют себя с проигравшим, тоже достаточно много (40%), а противопоставляет победителю (44%). Это означает чуть меньше половины спортсменов понимают, что они могут оказаться побежденными. Эти результаты на первый взгляд противоречат полученным вербальным характеристикам, где побежденный оказывается крайне негативным. Но это говорит, что вербальный образ отражает страх перед проигрышем. Иногда спортсмен, который всегда побеждал, и проигрышей за его плечами нет, может очень тяжело принять поражение. Это означает, что есть внутренний  когнитивный диссонанс внешней бравады спортсменов с внутренним ощущением возможного поражения. Структуры исследованных образов связаны с мотивацией спортсменов. Мотивация занятия спортом направленная на получение «материальные блага» прямо связана с «акизитивными» характеристиками (r=0,307, уровень значимости 0,05) в образе Я. Это говорит о том, что данная мотивация характерна для спортсменов в целом, ориентированных на улучшения своего благополучия. Большая выраженность мотива «Развитие характера и психологических качеств» имеет одну обратную связь с «поведенческими» характеристиками (r=–0,359, уровень значимости 0,05). Это характеристики, которые проявляются как в общение, так и в деятельности человека, являются свойствами его характера. Спортсмены, которые не видят у себя таких характеристик, считают необходимым развивать их, занимаясь спортом. Мотивация успеха имеет прямую взаимосвязь в образе победителя с выраженностью «социального интеллекта» (r=0,452, уровень значимости 0,05) и одну обратную взаимосвязь с «телесными характеристиками» (r=0,452, уровень значимости 0,05). Чем выше у спортсменов направленность на успех, тем меньше они обращают внимание на телесные характеристики и большое внимание уделяют социальному интеллекту победителя. А спортсмены более замотивированные «улучшением самочувствия и здоровья» напротив не видят в победителе социальный интеллект, а также и отрицательных качеств в (r= –0,302, уровень значимости 0,05).

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (40) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Кедич С.И., Дегтярев В.А. ОБРАЗ ПОБЕДИТЕЛЯ И ПОБЕЖДЕННОГО В СОЗНАНИИ СПОРТСМЕНОВ // Вестник науки №7 (40) том 2. С. 5 - 14. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4710 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4710



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.