Абдраимова Б.Б. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив номеров
  3. Вестник науки №7 (40) том 3
  4. Научная статья № 1

Просмотры  13 просмотров

Абдраимова Б.Б.  


ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ  


Аннотация:
в данной статье раскрываются в основном диагностическая деятельность учителя биологии, обучающего детей подросткового возраста, наиболее нуждающегося в обновлении системы педагогических воздействий   

Ключевые слова:
педагогическая диагностика, принципы педагогический диагностики, принцип демократизма и гуманизации, принцип качества   


Диагностическую деятельность учителя мы рассматриваем как скоординированную методическую работу, проводимая в процессе обучения с целью повышения эффективности обучения и воспитания. Такая интегративная деятельность включает в себя систематическое изучение дидактических средств, а также качественные и количественные наблюдения за ходом образовательного процесса с целью своевременного выявления его негативных сторон. Рассмотрим подробнее эти естественные направления педагогической деятельности учителя. Изучение дидактических средств. Измерение качества обученности проводят на основе глубокого знания содержания обучения. Именно поэтому многие исследователи занимаются разработкой и анализом дидактических средств, составляющих базу обучения. Множество дидактических средств (учебные книги, научные журналы, видео- и аудиоматериалы и т.п.) образует дидактическую систему, причем центральным местом в ней является учебник. В настоящее время сложные вопросы теории построения учебника решаются отечественными и зарубежными дидактами и книгоиздателями. Основу учебника составляет учебный материал – часть социальной культуры, которая отобрана для усвоения в школе и обработана методически с учетом возможностей ее усвоения учащимися. При построении учебника большое внимание уделяется доступности в изложении материала. Это хорошо известное дидактическое правило требует, чтобы простой учебный материал предшествовал более сложному. Доступным для учащихся является учебный материал, который излагается на таком уровне сложности, к которому учащиеся подготовлены предшествующим обучением. Расположение учебного материала в учебнике с учетом этого принципа потребовало определения таких понятий, как «сложность» и «трудность» учебного материала. В настоящее время эти понятия различаются. Понятие «сложность» учебного текста непосредственно связано со степенью его абстрактности. Чем выше степень абстракции, тем сложнее текст. «Трудность» же определяется с помощью понятия «уровень усвоения». Чем хуже усваивается материал, тем выше его трудность. Уровень усвоения характеризует трудность решаемых человеком задач. Систематичность и структурированность учебного материала создает возможность осуществить обратную по отношению к созданию учебника операцию: логико-дидактический анализ учебного материала. Логико-дидактический анализ – комплексное умение, в котором можно выделить ряд иерархических уровней: 1) низший уровень связан с умением анализировать смысл и структуру конкретных учебных текстов; 2) более высокий уровень – это умение использовать более общие схемы рассуждений, умение правильно работать с определениями понятий, с умозаключениями и т.п.; 3) еще более высокий уровень – это умение анализировать структуру крупных блоков материала, умение устанавливать внутри - и межпредметные связи, прогнозировать и программировать результаты обучения. На наш взгляд, третий уровень следует пополнить умениями выделять опорный (базовый) и пропедевтический материал (тот, который является опорным при изучении следующих блоков). В методической деятельности учитель должен организовать систему контролирования хода процесса обучения. Поэтому логико-дидактический анализ выступает как необходимое условие правильного составления диагностических инструментов. В этом случае целью логико-дидактического анализа является расчленение учебного материала на составляющие части с дальнейшей их трансформацией и компоновкой в блоки для создания пунктов диагностической работы. При этом анализирующий должен иметь четкие знания о формах мышления: понятии, обозначаемом словом; суждении как системе понятий; умозаключении как системе суждений. Таким образом, современный учитель должен владеть умениями 2-го и 3-го уровня. Несмотря на то, что основные положения логико-дидактического анализа теоретически разработаны, в практической деятельности учителя не пользуются им ни при конструировании заданий контрольных работ, ни для интенсификации процесса обучения, ни в иных учебных целях. Однако вследствие объективно-субъективных причин преподаватель не успевает на уроке отработать простейшие умения и навыки, и часто это переносится на самостоятельную работу учащихся дома. Осуществить же самостоятельный переход от «понимания» даже к простейшим «умениям и навыкам» под силу, чаще всего, только наиболее успешно обучающимся ученикам, а основная часть учащихся класса с этим самостоятельно не  справляется. Поэтому у них накапливается хроническое отставание как в области знания теории, так и, что наиболее важно, в области применения теоретических знаний на практике. Одной из причин такого положения, является информационная перегрузка «вследствие неумения преподавателя выделить в учебном материале самое главное, актуальное», т.е. неумение проводить анализ содержания обучения. Мы считаем, что программа подготовки будущих учителей биологии, должна включать обучение проведению логико-дидактического анализа учебных текстов, состоящего из операций: - расчленения учебного материала на теоретическую и практическую части; - выделения в теоретической (практической) части понятий, суждении, умозаключении с последующим их делением на базовые, формируемые и используемые при дальнейшем обучении (последующие темы); - определения сложности практических заданий. Отметим, что если в процессе обучения учитель пользуется стандартными программами и учебными пособиями, то 1-ая операция не представляет существенных затруднений, т.к. составители программ и пособий ее, как правило, предусматривают. Работа по авторским программам, а также их разработка, требуют более внимательного отношения к этой операции. Вторая операция, по сути, относится к логическим, которые достаточно хорошо описаны в руководствах по изучению логики, выполняющему логический анализ дидактических материалов целесообразно: - определить объем и содержание каждого понятия, установить вид определения этого понятия (если оно вводится впервые), установить определяющую часть понятия (базовую); - определить вид простых суждений (суждение свойства, отношения, существования), а также вид составных суждений (конъюнкция, дизъюнкция, импликация и т.д.), отделить посылки от следствий

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (40) том 3   


Ссылка для цитирования:

Абдраимова Б.Б. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ // Международный научный журнал Вестник науки №7 (40) том 3. ISSN 2712-8849. С. 5 - 12. 2021 г. // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4736 (дата обращения: 02.12.2021 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2021