Нальгиева М.Х., Хадзиева А.А. ОБРАЗ ГРУШЕНЬКИ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив номеров
  3. Вестник науки №7 (40) том 3
  4. Научная статья № 3

Просмотры  13 просмотров

Нальгиева М.Х., Хадзиева А.А.  


ОБРАЗ ГРУШЕНЬКИ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»  


Аннотация:
в статье рассматривается образ Аграфены Александровны Светловой (Грушеньки) в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Основные внешние и внутренние характеристики героини   

Ключевые слова:
Достоевский, роман, женские образы, русская классика, внешние и внутренние характеристики   


Мастерство Ф.М. Достоевского в создании глубоких и интересных образов поражает читателей. Особым своеобразием отличались и женские характеры в его текстах. Одним из самых ярких и блистательных образов является Аграфена Александровны Светлова (Грушенька), главная героиня романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Женщина, которую любили Фёдор Павлович Карамазов и его старший сын Дмитрий. «Это была довольно высокого роста женщина, полная, с мягкими, как бы неслышными движениями тела. Она была бела лицом, с высоким бледно-розовым оттенком румянца»[1,c.88]. Героиня жила в деревянном флигеле, который снимала у вдовы Морозой: «Жила же Грушенька очень скупо и в обстановке совсем небогатой. Было у нее во флигеле всего три комнаты, меблированные от хозяйки древнею, красного дерева мебелью, фасона двадцатых годов». [1, c.445]. У девушки был покровитель Самсонов, он был единственным человеком, который имел к ней подход: «Прошло уже четыре года с тех пор, как старик привез в этот дом из губернского города восемнадцатилетнюю девочку, робкую, застенчивую, тоненькую, худенькую, задумчивую и грустную, и с тех пор много утекло воды. Биографию этой девочки знали впрочем у нас в городе мало и сбивчиво … Говорили, впрочем, что хотя Грушенька и действительно была взята своим стариком из нищеты, но что семейства была честного и происходила както из духовного звания, была дочь какого-то заштатного диакона или что-то в этом роде» [1, c. 442]. О юности девушки известно то, что ее обманул поляк пан Муссялович, который приехал все-таки на Грушеньке жениться, никакой не офицер, а проходимец и карточный шулер: «Были только слухи, что семнадцатилетнею еще девочкой была она кем-то обманута, каким-то будто бы офицером, и затем тотчас же им брошена. Офицер-де уехал и где-то потом женился, а Грушенька осталась в позоре и нищете» [1, c. 442]. Описание внешности героини дается обрывками: «Правда, хороша она была очень, очень даже, – русская красота, так многими до страсти любимая. Это была довольно высокого роста женщина, несколько пониже однако Катерины Ивановны (та была уже совсем высокого роста), – полная, с мягкими, как бы неслышными даже движениями тела, как бы тоже изнеженными до какой-то особенной слащавой выделки, как и голос ее. Ноги ее на полу совсем не было слышно. Мягко опустилась она в кресло, мягко прошумев своим пышным черным шелковым платьем и изнеженно кутая свою белую как кипень полную шею и широкие плечи в дорогую черную шерстяную шаль. Ей было двадцать два  года, и лицо ее выражало точь-в-точь этот возраст. Она была очень бела лицом, с высоким бледно-розовым оттенком румянца. Очертание лица ее было как бы слишком широко, а нижняя челюсть выходила даже капельку вперед. Верхняя губа была тонка, а нижняя, несколько выдавшаяся, была вдвое полнее и как бы припухла. Но чудеснейшие, обильнейшие темно-русые волосы, темные соболиные брови и прелестные серо-голубые глаза с длинными ресницами заставили бы непременно самого равнодушного и рассеянного человека, даже где-нибудь в толпе, на гулянье, в давке, вдруг остановиться пред этим лицом и надолго запомнить его»[1, c.114]. Окружающие люди считают ее падшей женщиной, но этот персонаж претерпевает изменения в своем характере. В конце она становится на путь нравственного обновления: «Эта «тварь», эта «скверного поведения женщина», может быть, святее вас самих, господа спасающиеся иеромонахи! Она, может быть, в юности пала, заеденная средой, но она «возлюбила много», а возлюбившую много и Христос простил» [1, c.179]. Кузьма Самсонов круто повлиял на жизнь Грушеньки и кроме него никто не мог добиться ее благосклонности: «И вот в четыре года из чувствительной, обиженной и жалкой сироточки вышла румяная, полнотелая русская красавица, женщина с характером смелым и решительным, гордая и наглая, понимавшая толк в деньгах, приобретательница, скупая и осторожная, правдами иль неправдами, но уже успевшая, как говорили про неё, сколотить свой собственный капиталец» [1, c.443]. Таким образом, проанализировав образ Грушеньки, главной героини романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», мы пришли к выводу, что всякий человек может встать на путь исправления и изменить свою жизнь в лучшую сторону

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (40) том 3   


Ссылка для цитирования:

Нальгиева М.Х., Хадзиева А.А. ОБРАЗ ГРУШЕНЬКИ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» // Международный научный журнал Вестник науки №7 (40) том 3. ISSN 2712-8849. С. 18 - 21. 2021 г. // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4738 (дата обращения: 02.12.2021 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2021