Нальгиева М.Х., Хадзиева А.А. ОБРАЗ НАСТАСЬИ ФИЛИППОВНЫ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив номеров
  3. Вестник науки №7 (40) том 3
  4. Научная статья № 4

Просмотры  17 просмотров

Нальгиева М.Х., Хадзиева А.А.  


ОБРАЗ НАСТАСЬИ ФИЛИППОВНЫ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»  


Аннотация:
в статье рассматривается образ Настасьи Филипповны – главной героини романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Основные внешние и внутренние характеристики   

Ключевые слова:
роман, Достоевский, классика, литература, образы героинь, внешняя и внутренняя характеристики   


Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» – самое именитое произведение великого русского классика, которое не единожды экранизировалось. Он входит в неофициальный цикл рассказов, которое еще называют великим пятикнижием наряду с «Преступлением и наказанием», «Бесами», «Подростком» и «Братьями Карамазовы». «Идиот» пестрит разнообразием женских образов. Самым интересным в романе является образ Настасье Филипповны Барашковай. Молодая дворянка получила хорошее домашнее образование, она достаточно умна, остроумна и интересна для общества. Читатель знакомится с героиней в день ее рождения: «Еще бы, день рождения, двадцать пять лет». [1, c. 16]. Настасья Филипповна очень хороша собой: «На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. Она была сфотографирована в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по видимому, темно русые, были убраны просто, по домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бывысокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна»[1, c. 24]. У Настасьи Филипповны загадочный взгляд: «При взгляде, например, на эти глаза: как бы предчувствовался в них какой-то глубокий и таинственный мрак. Этот взгляд глядел – точно задавал загадку» [1, c. 57]. Автор отмечает, что: «не достойны ни здравого ума, ни благородного сердца Настасьи Филипповны» [1, c. 67]. Она любит юродивых и старушек. Её влечёт ко всему незаметному, смиренному, убогому: «Жила она больше уединенно, читала, даже училась, любила музыку. Знакомств имела мало: она все зналась с какими-то бедными и смешными чиновницами, знала двух каких-то актрис, каких-то старух…» [1, c.46]. Князь Мышкин говорит о Настасье: «Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!» [1, c.89]. Настасья Филипповна – девушка с трагической судьбой, она много страдала в своей жизни. В юности она пережила «девичий позор», совращение со стороны графа Тоцкого, который был ее опекуном. Афанасий Иванович вступил в преступную связь с 16-летней Настасьей Филипповной. Это событие навсегда поломало жизнь бедной девушки: «Я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!» [1, c. 116]. «Свой девичий позор, в котором она не виновата, а просто как вознаграждение за исковерканную судьбу» [1, c.78]. Граф Тоцкий взял к себе маленькую Настасью и ее младшую сестру, последняя вскоре умирает от  коклюша. Настасья остается одна во всем мире, в обществе развратного Тоцкого, который после ее взросления совращает ее и пользуется ее беспомощностью губит ей жизнь: «Существо, которое не только грозит, но и непременно сделает, и, главное, ни пред чем решительно не остановится, тем более что решительно ничем в свете не дорожит, так что даже и соблазнить его невозможно» [1, c.90]. Настасья Филипповна приезжает в Москву, чтобы сорвать свадьбу Тоцкого. В городе на Неве она знакомится Парфеном Рогожиным и князем Мышкиным. Героиня могла бы влюбиться и быть счастлива, однако, она так сломлена своей судьбой, что не верит в светлое будущее, она предпочитает тихую грусть: «Тут один только неопределенный мрак, полное неверие в обновление жизни, которая так прекрасно могла бы воскреснуть в любви и в семействе и принять таким образом новую цель; что тут гибель способностей, может быть блестящих, добровольное любование своею тоской, одним словом, даже некоторый романтизм, не достойный ни здравого ума, ни благородного сердца Настасьи Филипповны» [1, c.118]. Героиня презирает и ненавидит абьюзера Тоцкого, который сломал ей жизнь: «Какая-то душевная и сердечная бурда, – что-то вроде какого-то романического негодования бог знает на кого и за что, какого-то ненасытимого чувства презрения, совершенно выскочившего из мерки» [1, c. 178]. Таким образом, проанализировав образ Настасьи Филипповны, главной героини романа Ф.М. Достоевского «Идиот», мы пришли к выводу, что она очень импульсивная, страстная и ироничная натура, часто находится во власти своих эмоций, противоречивая натура, которая мечется от одной крайности к другой. Каждый читатель воспринимает ее по-своему.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (40) том 3   


Ссылка для цитирования:

Нальгиева М.Х., Хадзиева А.А. ОБРАЗ НАСТАСЬИ ФИЛИППОВНЫ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ» // Международный научный журнал Вестник науки №7 (40) том 3. ISSN 2712-8849. С. 22 - 25. 2021 г. // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4739 (дата обращения: 02.12.2021 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2021