'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (40) том 3
  4. Научная статья № 13

Просмотры  134 просмотров

Занюков Г.В.

  


РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ *

  


Аннотация:
в институте межмуниципального сотрудничества прослеживается целая серия комплексных проблем, которые затрудняют выполнение главной цели межмуниципального сотрудничества - повышение эффективности работы органов местного самоуправления, то есть муниципальные образования взаимодействуют друг с другом для максимально эффективного и рационального решения общих проблем и вопросов местного значения. Данная статья преследует цель решить часть проблем межмуниципального сотрудничества посредством гражданско-правовых механизмов   

Ключевые слова:
межмуниципальное сотрудничество, муниципальное образование, межмуниципальное хозяйственное общество, казенная организация   


Менее всего в Российской Федерации распространена такая форма взаимодействия, как межмуниципальные хозяйственные организации. Это обусловлено тем, что между Законом о местном самоуправлении и Гражданским кодексом наличествует коллизия в части регулирования вопросов об учреждении таких организаций [3, c. 3]. Автор видит необходимым подробно описать данную коллизию как одну из проблем, которую необходимо будет решить путем внесения изменений в действующее законодательство. Основное регулирование и введение понятие межмуниципальной организации осуществляется Законом о местном самоуправлении. В статье 68 данного закона указано, что уполномоченным субъектом на образование межмуниципальной организации является орган представительной власти муниципального образования [6]. Такие органы будут являться учредителем межмуниципального хозяйственного общества. В той же статье, но уже в части 2 говорится о том, что на исследуемые в данном пункте статьи отношения будет распространяться действие Гражданского кодекса Российской Федерации [6]. В той же области правового регулирования Гражданский кодекс в статье 66 говорит о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах [1]. Данный момент является прямой коллизией норм. При этом органы местного самоуправления могут осуществлять действия гражданско-правового характера от имени муниципального образования, а значит могут, к примеру, принять решение о создании такого межмуниципального хозяйственного общества, но самостоятельно при этом не могут быть в составе учредителей, то есть не могут вносить средства и/или иное имущество в уставный капитал такого хозяйственного общества. Органы местного самоуправления не могут, согласно прямому запрету ГК, такие действия осуществлять от своего имени, но нет запрета на осуществления таких действий муниципальным образованием (или от его имени). Автор предлагает решить данную проблему путем внесения изменений в статью 68 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» и дополнить данную статью необходимостью осуществления своих действий представительными органами власти от имени муниципальных образований. Данная формулировка, которая по своей сути состоит в добавлении 4 слов в части 1 статьи 68, поможет разрешить коллизию, ведь ситуация изменится: теперь учредителем межмуниципального хозяйственного общества будет муниципальное образование, а не орган местного самоуправления, который в отличие от последнего будет иметь полномочия для учреждения  такого хозяйственного общества. Но от имени муниципального образования будет выступать орган местного самоуправления, который фактически и будет выполнять все перечисленные действия. Существуют также проблемы, связанные с организацией деятельности хозяйственных обществ. Во-первых, отсутствует порядок организации и дальнейшей реализации данной формы сотрудничества. Во-вторых, существует ограничение для межмуниципального хозяйственного сотрудничества в виде требования о проведение аукциона или конкурса для заключения договора безвозмездного пользования, аренды и т. п., которое регулируется ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [8]. Данная мысль нуждается в пояснении. Если государственная и/или муниципальная собственность закреплена за муниципальным учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то любые действия, которые муниципальное учреждение может осуществлять с таким имуществом либо должны входить в перечень компетенций, для которых такое имущество изначально передавалось, либо моменты распоряжения имуществом должны происходить с согласия собственника [1]. Такие действия по заключению договоров (распоряжению имуществом) в отношении государственного и/или муниципального имущества согласно части 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» должны осуществляться при наличии обязательной стадии в виде проведения конкурсов и/или аукционов на заключение подобных договоров [4]. Предоставление государственного и/или муниципального имущества во владение и/или пользование без согласия антимонопольного органа будет считаться нарушением антимонопольного законодательства [4]. Такой длительный процесс, который чреват также антимонопольными проверками, расследованиями или штрафами безусловно не способствует популяризации данной формы межмуниципального сотрудничества. Несмотря на то, что суды [5] приходили к выводам о том, что при отсутствии признаков ограничения конкуренции или нарушения норм антимонопольного  законодательства, органы Федеральной Антимонопольной службы не могут сразу накладывать штраф, ситуация не становится лучше, ведь органы ФАС в любом случае могут обязать расторгнуть договор, что также делает затруднительным его первоначальное заключение (сторонам нет смысла проходить длительный процесс заключение договора, если есть значительный риск его принудительного расторжения). Проблемы, перечисленные выше, не являются всеми проблемами, связанными с организацией деятельности межмуниципальных хозяйственных обществ. Еще одним сдерживающим фактором к созданию такой формы межмуниципального сотрудничества является вопрос имущественного права на казенную собственность. Как в начале 00-х годов указывал ВАС при выборе в качестве вклада в уставный капитал общества собственности, находящейся в муниципальном ведении, такое имущество переходит к обществу в порядке приватизации, то есть входит из публичной собственности [2]. Данное обстоятельство сдерживает популяризацию описываемого метода межмуниципального сотрудничества, ведь ни один государственный орган не будет раздавать свою собственности налево, направо. При этом Федеральный закон о приватизации содержит закрытый перечень способов приватизации, в который, среди прочего, входит только внесение собственности в уставный капитал акционерного общества [7]. Внесение в уставный капитал иных организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности имущества как способ приватизации такого имущества закон не предусматривает, что также затрудняет и создает проблемы при осуществлении межмуниципального сотрудничества путем создания межмуниципальных хозяйственных обществ. Таким образом, осуществление межмуниципального сотрудничество через создание межмуниципальных хозяйственных обществ связано с целым рядом проблем, часть из которых автор предлагает решить путем внесения  изменений в Федеральный закон «Об организации местного самоуправления» и некоторые сопутствующие нормативно-правовые акты.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (40) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Занюков Г.В. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ // Вестник науки №7 (40) том 3. С. 71 - 76. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4748 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4748



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.