'
Макагон Ю.В., Семенюк А.О., Чекамасова К.А.
КОМПЕТЕНЦИИ И НАВЫКИ СТУДЕНТА ПЕРВОГО КУРСА ДГТУ *
Аннотация:
в статье раскрывается проблема компетентностного обучения, обеспечивающего формирование разносторонней личности и её соответствия требованиям современного мира. Овладение набором необходимых компетенций и навыков важно для успешной жизнедеятельности. Целью статьи является предоставление результатов анализа подходов в отечественной и зарубежной литературе к формированию компетенций и навыков 21 века. Их формирование должно обеспечить гармоничное развитие личности в интересах общества, государства и ее самой. Даны определения результатов обучения в терминах компетенций в официальных государственных программах и систематизация ключевых компетенций, необходимых для успешной учебной деятельности студентов первого курса ДГТУ
Ключевые слова:
обучение, компетенции, навыки 21 века, результаты обучения
Введение. Меняется мир и изменяются требования к результатам обучения на всех уровнях системы образования. Важными для успешной жизни и деятельности человека становятся его компетенции и навыки. Видение будущего образовательной системы представлено в проекте «Образование 2030», сформулированы основные принципы организации образовательной деятельности в век цифровой трансформации. В процессе обучения у человека должны быть сформированы такие навыки, которые помогут ему упорядочить свою жизнь, сделать ее полномасштабной, увлекательной и успешной. Содержание статьи основано на данных анализа литературных источников российских и зарубежных авторов по проблемам формирования и оценивания компетенций. Ее цель выявление определений понятий «компетентность», «компетенция» и «навыки 21 века», представленных в отечественной и зарубежной литературе и в официальных государственных программах. Задачей исследования явилась потребность провести систематизацию ключевых компетенций студентов первого курса ДГТУ. Основная часть. Прежде всего, интерес представляет понимание терминов «компетенции» и «навыки XXI века». Несмотря на то, что многие авторы обращались к вопросу «что такое компетенция», выбрать наиболее правильное понятие затруднительно. Не всегда можно выделить лучшее. Впервые в 1973 году американский психолог Дэвид Макклелланд применил термин «компетенция» в статье «Измерение компетентности вместо измерения интеллекта». Ричард Бояцис, один из основоположников термина «компетентность», считает, что компетентность – это основная характеристика человека, которая обеспечивает ему эффективное и превосходное выполнение работы [1]. В отечественной литературе соседствуют два термина «компетентность» и «компетенция». В чем их различие? Согласно определениям, данным Н.Ф. Ефремовой [2], компетенции – это глубоко латентные качества личности, которыми обладает субъект и использует их в решении самых разнообразных, профессионально, личностно и социально значимых ситуациях. Компетентность рассматривается как особый тип организации знаний, навыков и умений, дающих возможность делать выводы о той или иной области. Таким образом, компетентность обеспечивает понимание задачи, а компетенция означает способность применять полученные знания и опыт при решении данной задачи. Дж. Равный акцентирует отличия между компетенциями и познаниями, ратифицируя, то что зоне ответственности, возможно дать оценку только лишь с поддержкой значительной мотивировки респондентов показать эффективность [3]. Но Винтер руководствовался мнением, что компетенции бывают как внутренние, так и возможными психическими новообразованиями: познания, мысли, методы операций, концепции ценностей, а также взаимоотношений. А Субетто А.И. в своих работах отмечает, что компетенции – это те компоненты качества образовательных результатов, в которых применяется качество образования и качество человека, включая «естественное качество», отраженное в его антропотипе [4]. Ученый Мельбунского института, но кроме того руководитель 1-го главного интернационального академического плана по оценке и обучению навыкам и компетенциям 21 века, Патрик Гриффин, полагает, что в современном мире не обойтись без таких навыков, как решение проблем, аналитическое мышление и др. Они необходимы для успешной карьеры в информационную эпоху. Поэтому школа должна сформировать набор важных компетенций по модели 4К: креативность, критическое мышление, коммуникацию и способности к кооперации (таблица 1, [5]).
Номер журнала Вестник науки №7 (40) том 4
Ссылка для цитирования:
Макагон Ю.В., Семенюк А.О., Чекамасова К.А. КОМПЕТЕНЦИИ И НАВЫКИ СТУДЕНТА ПЕРВОГО КУРСА ДГТУ // Вестник науки №7 (40) том 4. С. 17 - 25. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4764 (дата обращения: 13.09.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*