Курылева Е.М. К ВОПРОСУ О КОНСТРУКТИВНОМ ВЫРАЖЕНИИ ГНЕВА У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив номеров
  3. Вестник науки №9 (42) том 4
  4. Научная статья № 3

Просмотры  11 просмотров

Курылева Е.М.  


К ВОПРОСУ О КОНСТРУКТИВНОМ ВЫРАЖЕНИИ ГНЕВА У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ  


Аннотация:
цель исследования – формирование навыков конструктивного выражения гнева у младших подростков. В статье акцентируется внимание на особенностях реакций, вызванных гневом и способах конструктивного выражения негативных переживаний. Актуальность исследования обуславливается возможностью поиска и выбора альтернативных реакций на негативные раздражители, стабилизирующих общее состояние личности. Исследование основано на результатах диагностик школьной тревожности, уровня агрессивности и психологического анализа бессознательных личностных установок по тесту «Несуществующее животное».   

Ключевые слова:
младшие подростки, эмоциональная сфера, конструктивное выражение гнева у младших подростков   


УДК 1

Курылева Е.М.

магистрант группы 19ЗНППм1

факультета педагогики, психологии и социальных наук

Пензенский государственный университет

(г. Пенза, Россия)

 

К ВОПРОСУ О КОНСТРУКТИВНОМ ВЫРАЖЕНИИ

ГНЕВА У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

 

Аннотация: цель исследования – формирование навыков конструктивного выражения гнева у младших подростков. В статье акцентируется внимание на особенностях реакций, вызванных гневом и способах конструктивного выражения негативных переживаний. Актуальность исследования обуславливается возможностью поиска и выбора альтернативных реакций на негативные раздражители, стабилизирующих общее состояние личности. Исследование основано на результатах диагностик школьной тревожности, уровня агрессивности и психологического анализа бессознательных личностных установок по тесту «Несуществующее животное».

 

Ключевые слова: младшие подростки, эмоциональная сфера, конструктивное выражение гнева у младших подростков.

 

В современной психологии понятие «гнев» остается крайне неопределенным. В ранних подходах и теориях гнев рассматривался как аффективная непроизвольная реакция (И. Гербарт), как эмоция, возникающая в ситуации наличия преграды (В. Вундт), психосоматическая реакция на внешнее воздействие (Ч. Дарвин), часть инстинкта самосохранения (Т. Рибо).

Современные представления о гневе описывают его как эмоциональное состояние, отличное от агрессии и не имеющее цели (Л. Берковиц), переживаемое внутреннее состояние неприятного столкновения с людьми (Г. Кассинов), эмоциональное состояние, варьирующееся от раздражения или досады до ярости и бешенства (Ч. Спилбергер). В отечественной психологии гнев рассматривается как врожденная эмоция (М. И. Сеченов, И. П. Павлов), как проявление эмоциональности человека (Б. М. Теплов, В. С. Мерлин, В. Д. Небылицын), как коммуникативное эмоциональное состояние (Е. П. Ильин) и пр. В психоэволюционной теории Р. Плутчика показано, что «эмоции – это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации», а гнев определяется как «разрушение, направленное на устранение препятствия на пути удовлетворения потребности» [14].

Физиологически злость и гнев оказывают возбуждающий эффект: учащается сердцебиение, расширяются сосуды, к лицу и конечностям приливает кровь (чтобы у особи была возможность отпугнуть врага своим видом или дать ему отпор), происходит выброс гормонов-катехоламинов (в том числе адреналина и норадреналина). Наше внимание фокусируется на раздражающем объекте, а вот критическое мышление и визуальная оценка общего пространства практически исчезают. Зато мы получаем мощный прилив силы и энергии, которую можем использовать, чтобы выбраться из трудной ситуации.

Среди причин, вызывающих гневные реакции у младших подростков выделяют ограничение потребностей (в познании, внимании, любви), личностные особенности или пример окружающих людей [2]. Попадая в ситуации, когда потребности личности не удовлетворяются, и ребенок, и взрослый реагируют на нее негативными эмоциями: яростью, гневом, страхом или тревогой, а недостаток опыта по совладанию с негативными переживаниями может спровоцировать бурные всплески в аффективной сфере молодой личности.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение младших подростков, выделяют: недостаточное развитие интеллекта, сниженный уровень саморегуляции, недоразвитость игровой деятельности, сниженная самооценка, нарушения в отношениях со сверстниками [2]. Бывает, что нацеленность на желаемый объект и настойчивое достижение цели ошибочно принимается за агрессивное поведение, хотя сама личность в этот момент не испытывает ни злости, ни раздражения. Так какое же выражение негативных переживаний можно назвать конструктивным?

К конструктивным способам выражения гнева относят действия, направленные на решение конфликтной ситуации: прояснение ситуации, прояснение своей позиции, предложение альтернативы, установка обратной связи. Научиться управлять своей злостью можно, если систематически повышать уровень осознанности. Для этого нужно отслеживать появление агрессии в зародыше – пока она находится на стадии легкого раздражения или недовольства. Если же эмоции уже плещут через край, и управлять ими вряд ли представляется возможным, стоит взять небольшой тайм аут и перейти к облегчающим методам работы с агрессией, суть которых в перенаправлении злости в безопасное русло.

Эмпирические исследование возможностей коррекции агрессивного отношения в младшем подростковом возрасте проводилось на базе общеобразовательной школы города Пензы № 32 среди учеников шестых классов. Экспериментальная база составила 24 человека. Средний возраст испытуемых – 12 лет.

Для проведения исследования были применены три методики: методика по определению уровня агрессивности авторов А. Басс и А. Дарки (на русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой), методика диагностики школьной тревожности Филлипса и тест «Несуществующее животное».

Анализ данных по результатам диагностики уровня агрессивности показал, что в среднем по группе младшие подростки склонны к проявлению раздражительности (среднее значение показателей агрессивности - 57,6), а в наименьшей степени – обиде (27,6). Также можно отметить относительную сбалансированность различных видов агрессивности (помимо описанных выше: верб. агрессия – 42, подозрит-ть – 55, негативизм - 34, косв. агрессия – 36,3, физ. агрессия – 38, враждебность – 41,3), что может свидетельствовать о достаточно широком диапазоне агрессивных проявлений у младших подростков.

Результаты диагностики по методике «Несуществующее животное» позволяет сделать вывод, что половина опрошенных младших подростков испытывают неудовлетворенность своим положением в обществе (на это указывают элементы рисунка в 50% работ), почти треть ребят боятся активных действий, предпочитая способы ухода или замалчивания (в 30% работ), в 60% работ есть элементы, указывающие на то, что автору важно отношение к нему со стороны окружающих, а на положительную оценку своих действий указывают элементы в рисунке в 85% рисунков. в 30% рисунков есть элементы, указывающие на проявление защиты ребенка от взрослых и в 40% - от сверстников.

Результаты диагностики по определению школьной тревожности и ее видов показали, что высокий уровень тревожности имеют такие формы, как «Общая тревожность» (77% из числа опрошенных), «Страх самовыражения» (83% из числа всех опрошенных), «Страх ситуации проверки знаний» (100%), «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» (80%). Повышенный уровень тревожности имеет форма «Переживание социального стресса» (64% из числа всех опрошенных в группе). На уровне умеренных показателей можно выделить следующие формы тревожности: «Потребность в достижении успеха» (23%), «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» (40%), и «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» (38%).

Также мы применили метод Спирмена для обнаружения возможной корреляционной зависимости между различными видами тревожности и разнообразием выражения негативных эмоций, сопоставив для этого результаты опрашиваемых в группе по обеим методикам. Вот что у нас получилось: мы обнаружили прямую значимую корреляционную связь между показателями по шкале «Общая тревожность» и проявлением косвенной агрессии (p=0,415), а также проявление косвенной агрессии с результатами по шкале «Переживание социального стресса» (p=0,324). Показатели такого вида тревожности, как «Переживания социального стресса» имеет значимые прямые корреляционные связи с проявлениями агрессивности по шкалам «Обида» (p=0,400) и «Индекс враждебности» (p=0,505). Форма тревожности «Потребность в достижении успеха» имеет прямую корреляционную связь с проявлением «Физическая агрессия» (p=0,381) и обратную корреляционную связь с проявлением «Негативизм» (p= - 327). Также прямые корреляционные связи имеют показатели: «Страх ситуации проверки знаний» и «Физическая агрессия» (p=0,510), с «Негативизмом» (p=0,339), «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» и проявлением «Подозрительность» (p=0,336). «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» с негативными проявлениями «Раздражительность» (p=0,446) и «Обида» (p=0,358).

Основными навыками для младших подростков, формирующими положительные установки для преодоления негативного влияния реакций, вызванных гневом во время конфликтных ситуаций; фрустраций; панических атак; чувства, близкого к депрессии; неустойчивого настроения; справедливого и несправедливого потока негатива со стороны окружающих и др., мы выделили следующие:

- навык самопознания (осознание и накопление человеком представлений об особенностях своей жизнедеятельности и личности), главная цель которого, умение понимать себя;

- навык саморегуляции (управление своим психоэмоциональным состоянием путем воздействия на себя с помощью слов, мысленных образов; управление мышечным тонусом, дыханием), помогает при диагностике и налаживании актуального состояния организма;

- навык стрессоустойчивости (способность абстрагироваться от негативного воздействия), главная цель которого, выполнение деятельности несмотря ни на что;

- навык эффективного общения (способность донести информацию, понимать собеседника, проводить переговоры, в том числе, в условиях конфликта) обеспечивает связь с внешним миром;

- навык концентрации (сосредоточенность на выполняемом деле) помогает экономить силы при выполнении деятельности;

- навык релаксации (физическое и психологическое расслабление), главная цель которого, снятие тревожащих симптомов;

- навык рефлексии (анализ себя и своей деятельности), позволяет оценивать себя;

- навык критического мышления (способность оценивать информацию, используя логику) помогает придумывать и искать решения, решать проблемы;

- навык позитивного самоподкрепления помогает выполнять задания любой сложности;

- навык креативности (способность к созданию принципиально новых идей и решений) помогает решать любые проблемы нестандартными способами;

- навык художественного или инженерного творчества (умение реализовывать идеи, воплощать мечты в реальность) помогает выражать мнение, чувства, эмоции невербальным способом, в том числе негативные, развивает проектное мышление, развивает эстетический вкус;

- навык духовного саморазвития (духовность) помогает в развитии и укреплении внутреннего морального стержня.

Развитие данных навыков можно осуществлять, используя психодраматические техники: «Дублирование», «Обмен ролями», «Зеркало»; психогимнастические упражнения: ролевая игра «Я-высказывание», «Безоценочное общение», «Самоприказ»; игры, направленные на повышение самосознания и снижение агрессивности: аутотренинг, релаксация, визуализация, медитация; арт-терапию. Работу можно сформировать в отдельные занятия, предполагающие групповую форму работы.

Данные занятия, объединенные в программу по развитию навыков конструктивного выражения гнева, формируются в шесть блоков 2 раза в неделю по 60 минут (в начале и конце недели). Каждый блок состоит из трех этапов: организационного, основного и завершающего. В каждом этапе два упражнения, в основном этапе иногда три, в конце блока обязательно проходит обсуждение и анализ полученной информации, а также проводится ритуал прощания.

Данная программа по развитию навыков конструктивного выражения гнева позволит младшим подросткам самостоятельно диагностировать свое внутреннее состояние, снимать внутреннее напряжение, искать решения проблем, формировать цели и анализировать свои действия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой– СПб.: Изд-во «Речь», 2004.

Аликина Н.В. Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и основы его профилактики/ Метод. рекомендации.– Киев, 1991.– 20 с.

Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: ПраймЕврознак, 2001. - 512 с.

Бреслав Г. Э. «Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности», изд-во «Речь», С- Пб, 2006;

Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты». — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 г.

Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2006. - 460 с.

Изард К. Эмоции человека. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 954 с.

Кассинов Г., Тафрейт Р. Психотерапия гнева: полное практическое руководство. - М.; СПб.: АСТ: Сова, 2006. - 477 с.

Ковалев А.Г. Возрастная психология / А.Г. Ковалева. – М.: Наука, 2000. – 316 с.

Кристал Г. Интеграция и самоисцеление. Аффект, травма, алекситимия.- Институт общегуманитарных исследований, 2014. – 544 с.

Левант Р., Ричмонд К., Мейджорс Р., Инклан Х.. Мультикультурное исследование идеологии маскулинности и алекситимии. - статья. – ReseaschGate, июль, 2003.

Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология – М.: Гардарики, 2005.

Липпс Г.Ф. Основы психофизики. – URSS, 2012. – 112с.

Литвиненко Н.В. Школьная тревожность как показатель нарушения адаптации школьников к образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 627–631.

Навойчик Е.Ю. Факторы становления духовности в процессе образования // Омский научный вестник. – Омск: Изд-во ОмГТУ,2006. – № 8 (35) – С.42-44.

Рибо Т. Гнев. Психофизиологический этюд. - СПб.: издание В. И. Губинского, 1899. - 88 с.

Романова Е. С., Гребенников Л. Г. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. - М.: Талант, 1996. - 144 с.

Руссо Ж.Ж. Подростковый период развития / Ж.Ж. Руссо // Психологический журнал. 2005. — №9. – С. 34.

Сергиенко Е.А., Марцинковская Т.Д., Изотова Е.И.. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы. – М.: Дрофа, 2019. – 248с.

Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 2005. — №1. – С. 34-36.

Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов.- Академический проект, 2019. – 620с.

 

Kuryleva E.M.

Faculty of Pedagogy, Psychology and Social Sciences

Penza State University

(Penza, Russia)

 

THE QUESTION OF CONSTRUCTIVE EXPRESSION

OF ANGER IN YOUNGER TEENAGERS

 

Abstract: the aim of the research is to develop skills of constructive expression of anger in younger adolescents. The article focuses on the features of reactions caused by anger and ways of constructive expression of negative experiences. The relevance of the study is due to the ability to search and select alternative responses to negative stimuli that stabilize the general state of the individual. The study is based on the results of diagnostics of school anxiety, the level of aggressiveness and psychological analysis of unconscious personal attitudes using the test "Non-existent animal".

 

Keywords: younger adolescents, emotional sphere, constructive expression, younger adolescents.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (42) том 4   


Ссылка для цитирования:

Курылева Е.М. К ВОПРОСУ О КОНСТРУКТИВНОМ ВЫРАЖЕНИИ ГНЕВА У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ // Международный научный журнал Вестник науки №9 (42) том 4. ISSN 2712-8849. С. 18 - 25. 2021 г. // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4785 (дата обращения: 02.12.2021 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2021