'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (42) том 4
  4. Научная статья № 5

Просмотры  183 просмотров

Бунакова А.А.

  


ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в работе рассматриваются основные этапы разработки социально-экономического прогноза развития муниципального образования   

Ключевые слова:
муниципальное образование, социально-экономическое развитие, местное самоуправление, стратегия развития, анализ   


УДК 33

Бунакова А.А.

Уральский государственный экономический университет

(г. Екатеринбург, Россия)

 

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: в работе рассматриваются основные этапы разработки социально-экономического прогноза развития муниципального образования.

 

Ключевые слова: муниципальное образование, социально-экономическое развитие, местное самоуправление, стратегия развития, анализ.

 

Процесс прогнозирования является ключевым моментом и начальным этапом развития любой социально-экономической системы, в том числе муниципального образования. От точности полстроения прогноза напрямую зависит эффективность принимаемых решений как на муниципальном, так и региональном, и федеральном уровнях.

В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сформулировано следующее понятие муниципального образования.

 «Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения» [1].

На муниципальном уровне экономическое развитие должно осуществляться с целью повышения качества жизни населения для создания всем жителям данной территории благоприятных условий для жизни, отдыха и трудовой деятельности. При этом важно, чтобы данное развитие было эффективным, то есть достигались долгосрочные экономические и социально значимые цели. К примеру, налоговая база должна быть устойчивой, инфраструктура должна обеспечить население услугами должного качества и т.д. В ходе экономического развития в муниципальном образовании должны не просто сохраняться имеющиеся рабочие места, но и создаваться новые, обеспечивающие стабильную, высокого уровня занятость.

Следовательно, для принятия эффективных и своевременных управленческих решений муниципальные образования обязаны прогнозировать перспективы своего развития с учётом факторов развития и требуемых критериев.

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период [2].

Прогноз разрабатывается на основе анализа фактических показателей за предшествующие годы и плановых показателей, с учетом характерных направлений социально-экономического развития муниципального образования до конца текущего года.

Основой для социально-экономического прогноза муниципального образования являются: положения послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, прогноз показателей инфляции, стратегия социально-экономического развития муниципального образования, муниципальные программы [3].

Процесс разработки социально-экономического прогноза развития муниципального образования в первую очередь состоит из анализа и оценки основных показателей развития муниципального образования: демографическая ситуация, инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, промышленности, сельского хозяйства, туризма, потребительского рынка, малого и среднего предпринимательства за предыдущие три года.

Ключевым материалом для анализа основных показателей социально-экономического развития муниципального образования являются сведения из базы данных основных показателей социально-экономического развития муниципального образования Федеральной службы государственной статистики РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ, других органов государственной и местного самоуправления. Уполномоченный орган местного самоуправления по проведению анализа социально-экономического положения муниципального образования может запрашивать необходимую информацию напрямую у хозяйствующего субъекта.

Основываясь на проведенном анализе, подводятся предварительные итоги социально-экономического развития муниципального образования за истекший период текущего года и даются оценка ожидаемым итогам социально-экономического развития муниципального образования за текущий год с учетом исполнения плана мероприятий, предусмотренных муниципальными программами муниципального образования.

На основании проведенного анализа муниципальное образование выявляет перечень проблем социально-экономического положения и определяет перечень мер по решению их в прогнозном периоде.

Разработка прогноза социально-экономического развития муниципального образования, как правило, осуществляется в два этапа. Первый этап состоит из разработки предварительного прогноза и сценарных условий социально-экономического развития муниципального образования.

Разработка предварительного прогноза и сценарных условий социально-экономического развития муниципального образования делается в двух вариантах. Первый вариант выступает как умеренный и определяет характер социально-экономического развития муниципального образования, с учетом изменений влияния внешних и внутренних факторов и сохранению основных направлений развития муниципального образования.

Второй вариант учитывает положительное влияние внешних и внутренних факторов и определяет параметры социально-экономического развития муниципального образования направленные на достижение результата в поставленных стратегических целей и приоритетных направлениях социально-экономического развития муниципального образования.

Второй этап заключается в разработке уточненного прогноза социально-экономического развития и на основании его проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год.

Уточненный прогноз социально-экономического развития муниципального образования, на базе наиболее возможного варианта развития сценарных условий социально-экономического положения муниципального образования, на основании предварительных за истекший период и ожидаемых итогов текущего года.

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования одобряется исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в представительный орган местного самоуправления муниципального образования [3].

Прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования призвано определять направления развития муниципального комплекса и его структуру. Результаты прогнозных расчётов используются органами местного самоуправления для обоснования целей и задач развития, разработки социально-экономической политики территориальной единицы, использования ресурсов рациональным образом.

Прогноз социально-экономического развития раскрывает будущее состояние различных областей жизнедеятельности населения и отражает в обобщённой форме развитие экономики и социальной сферы муниципального образования.

Таким образом, задача социально-экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить перспективы будущего муниципального образования, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Жданова, Н. Г. Основные этапы разработки социально-экономического прогноза развития муниципального образования / Н. Г. Жданова // Национальные приоритеты социально-экономического развития России [Текст]: Сборник материалов всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Курск, 26 июня 2019 года. – Курск: Частное образовательное учреждение высшего образования «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса», 2019. – С. 13-15.

 

Bunakova A.A.

Ural State University of Economics

(Ekaterinburg, Russia)

 

FORECASTING THE SOCIO-ECONOMIC

DEVELOPMENT OF MUNICIPAL EDUCATION

 

Abstract: the paper examines the main stages of developing a socio-economic forecast for the development of a municipal formation.

 

Keywords: municipal formation, socio-economic development, local government, development strategy, analysis.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (42) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Бунакова А.А. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №9 (42) том 4. С. 31 - 36. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4787 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4787



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.