'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (43) том 2
  4. Научная статья № 2

Просмотры  151 просмотров

Березовская И.Н., Блощук Л.П., Тарханова В.С.

  


ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются предпосылки развития пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста, представлены психические процессы, являющиеся базой для его развития, и описан уровень их сформированности   

Ключевые слова:
движения, предпосылки развития пространственного мышления, пространственное мышление, дети старшего дошкольного возраста   


УДК 1174

Березовская И.Н.

Студент 5 курса кафедры психологии

и педагогики дошкольного образования Педагогический Институт

Иркутский государственный университет

(Россия, г. Иркутск)

 

Блощук Л.П.

Студент 5 курса кафедры психологии

и педагогики дошкольного образования Педагогический Институт

Иркутский государственный университет

 (Россия, г. Иркутск)

 

Тарханова В.С.

Студент 5 курса кафедры психологии

и педагогики дошкольного образования Педагогический Институт

Иркутский государственный университет

 (Россия, г. Иркутск)

 

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ

ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются предпосылки развития пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста, представлены психические процессы, являющиеся базой для его развития, и описан уровень их сформированности.

 

Ключевые слова: движения, предпосылки развития пространственного мышления, пространственное мышление, дети старшего дошкольного возраста

 

Шестой год жизни дошкольника – сенситивный период дошкольного детства. В этот период развиваются и совершенствуются многие психические процессы, в том числе пространственное мышление.

Пространственное мышление необходимо при решении задач, которые требуют ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). В процессе пространственного мышления дошкольник оперирует геометрическими образами в математическом (абстрактном, условно-схематическом пространстве).

Анализ литературы позволил нам выделить главную базу для развития пространственного мышления. Это психические процессы восприятия, памяти, воображения, речи, мышления, внимания [2]. Рассмотрим эти психические процессы подробнее.

Пространственное мышление неразрывно связано с восприятием. С физиологической точки зрения восприятие – это целостное отражение отдельных предметов, объектов и явлений внешнего мира, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные уровни сенсорных систем [1].

По мнению В.П. Зинченко, Н.Ю. Вергилиса, А.Н. Леонтьева восприятие имеет познавательный характер [4]. В первую очередь восприятием ребенка руководит желание познавать мир и ориентироваться в нем.

А.Н. Леонтьев считает, что с ростом дошкольника его восприятие становится управляемым и может подчиняться сознательным целям [6]. Для того, чтобы в процессе восприятия сложился образ, необходима скоординированная работа нескольких анализаторов: осязательного, зрительного и слухового.

Образ, сложившийся в результате восприятия сохраняется в памяти человека. У старшего дошкольника активно развивается образная память, которая, по мнению П.И. Зинченко, З.М. Истоминой, Т.В. Розановой тесно связана с мышлением. Воспроизведение образа предмета невозможно без мыслительных операций (сравнение, обобщение). Использование мыслительных операций проявляется в глубоком анализе объектов запоминания. Ребенок выделяет в них существенные признаки, которые становятся опорой запоминания.

А.А. Смирнов говорил, что, запоминая, дети по преимуществу опираются на наглядно-воспринимаемые связи предметов, явлений, а не абстрактно – логические отношения между понятиями [10].

Пространственные представления, из которых формируется художественный образ человека, закреплены в памяти на основе восприятия наглядного материала в процессе деятельности. В процессе оперирования пространственными образами не обойтись без умения удерживать в памяти образ пространственного объекта и фиксировать изменения, происходящие в нем, умения анализировать образ пространственного объекта.

Для формирования образа восприятия объекта необходима произвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на нем. А.Г. Маклаков называет это произвольным вниманием [7]. В процессе восприятия объекта человеком наиболее важны такие свойства внимания как концентрированность, устойчивость, объем, распределение. Для того, чтобы формировать пространственные представления ребенка необходимо при проведении игр и рассматривании иллюстраций обращать внимание детей на различные варианты пространственных отношений. Во время нахождения в детском саду воспитатель обращает внимание детей на размещение того, что их окружает в детском саду и на его участке (помещений групповой комнаты, размещение игрушек, предметов обихода, личных вещей).

Заметные изменения в пространственном восприятии дошкольника возникают с пополнением его словаря.  После трех лет ребенку уже доступны словесное обозначение выделяемых пространственных признаков, объективация их в речи. В словаре ребенка появляются слова, обозначающие место, направление и пространственное расположение предметов («влево», «вправо», «вперед», «назад», «близко», «далеко». Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т.п.) появляются в речи ребенка позже, чем такие слова, как верх, низ, близко, далеко и т.п. В норме все речевые определения пространственных отношений должны быть сформированы к 7 годам.

Становление пространственного мышления у детей 6 года жизни немыслимо без участия пространственного воображения. Ранее нами было сказано, что пространственным воображением И.Г. Вяльцева называла способность создания новых пространственных образов на основании ранее приобретенных представлений; Оно помогает увидеть законченность образа воображения. 

В процессе создания образа не обойтись без творческого воображения. Анализ литературы [9; 5] позволяет прийти к выводу, что старший дошкольный возраст – период активного развития способов трансформации образов действительности в вымышленную, реально не существующую плоскость.

Творческое воображение позволяет «… синтезировать и творчески преобразовать восприятие и представления, создавать образы … в соответствии с принципами художественного, духовно-практического освоения мира» [3, 8].

Пространственное мышление является разновидностью образного мышления. Образ является оперативной единицей наглядно-образного и пространственного мышления. Наглядно-образное мышление старшего дошкольника дает ему возможность познавать и отображать в форме представлений общие связи и закономерности действительности. Оно является основой для развития и становления пространственного мышления дошкольника.

Нельзя не сказать о том, что в процессе перехода от художественного замысла к образу используются такие приемы мышления, как : анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Таким образом, предпосылками для развития пространственного мышления являются: целостность восприятия; высокий уровень образной памяти, где сохраняются пространственные представления и художественные образы; произвольное внимание, обладающее свойствами концентрированности, устойчивости, объема и распределения; богатый словарный запас, содержащий определения пространственных признаков; умение связно описать пространственный образ; наличие пространственного, творческого, конкретного и абстрактного видов воображения; развитое образное мышление со способностью создавать образ; способность к активной мыслительной деятельности и использованию приемов мышления.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Бакин, Р.А. Методика формирования пространственного образа геометрического объекта при помощи компьютерной анимации [Электронный документ]. – Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/hA_CQBLa4I4/all.html - Загл. с экрана. – (Дата обращения 20.11.2019г)

Гурьянова, Т.Ю. Мышление и его виды [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.sseu.ru/content/myshlenie-i-ego-vidy. - Загл. с экрана. – (Дата обращения 20.11.2019г)

Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. - М.: Академия, 1996. – 150 с.

Зинченко, В.П. Формирование зрительного образа [Текст] / В.П. Зинченко, Н.Ю. Вергилис. / М.: 1969. – 160 с.

Карих, В. В. Особенности изобразительных способностей детей среднего дошкольного возраста (на материале лепки) [Текст] / В.В. Карих // Вектор науки ТГУ. – 2013. № 2. С. 2-5

Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] : В 2 т. / А.Н. Леонтьев.– М.: Педагогика, 1983. 2 т.

Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.

Мягкова, Е.В. Характеристика средств выразительности детского рисунка и особенности овладения ими детьми дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Мягкова // Дошкольное воспитание. – 2019. - №7. – С. 189 -191.

Погодина, С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст]  / С. В. Погодина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 272 с.

Шадриков, В.Д. Происхождение человечности: уч.пособие для высших уч. заведений [Текст] / В.Д. Шадриков. –М.: Логос, 2001. – 286 с.

 

Berezovskaya I.N.

5th year student of

Irkutsk State University

(Russia, Irkutsk)

 

Bloshchuk L.P.

5th year student of

Irkutsk State University

(Russia, Irkutsk)

 

Tarkhanova V.S.

5th year student of

Irkutsk State University

(Russia, Irkutsk)

 

PREREQUISITES FOR THE DEVELOPMENT

OF SPATIAL THINKING OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

 

Abstract: this article examines the prerequisites for the development of spatial thinking in older preschool children, presents the mental processes that are the basis for its development, and describes the level of their formation.

 

Keywords: development of thinking, spatial thinking, preschool children.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (43) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Березовская И.Н., Блощук Л.П., Тарханова В.С. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №10 (43) том 2. С. 9 - 14. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4806 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4806



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.