'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (43) том 2
  4. Научная статья № 8

Просмотры  113 просмотров

Адилов О.К., Уролбоев А.У.

  


МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ ВО ВРЕМЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ *

  


Аннотация:
в этой статье проведена разработка методических рекомендаций и применения результатов выбора критериев оценки улучшения эксплуатационных показателей автомобилей   

Ключевые слова:
автомобиль, эксплуатация, техническое обслуживание, агрегат, профилактика, ремонт   


УДК 1

Адилов О.К.

кандидат технических наук

доцент кафедры «Инженерия транспортных средств»

Джизакский политехнический институт

(г. Джизак, Республика Узбекистан)

 

Уролбоев А.У.

Самаркандский государственный

архитектурно-строительный институт

(г. Самарканд, Республика Узбекистан)

 

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ

ДЕТАЛЕЙ ВО ВРЕМЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

Аннотация: в этой статье проведена разработка методических рекомендаций и применения результатов выбора критериев оценки улучшения эксплуатационных показателей автомобилей.

 

Ключевые слова: автомобиль, эксплуатация, техническое обслуживание, агрегат, профилактика, ремонт.

 

В процессе эксплуатации автомобилей на поддержание их на высоком техническом уровне затрачивается во много раз больше средств, чем на изготовление этих автомобилей.

Выявить детали, лимитирующие перечень профилактических воздействий, можно исходя из значений показателей свойств надежности автомобилей. Количество отказов позволяют определить детали, лимитирующие перечень профилактических воздействий по критерию безотказности. Однако при этом не учитывается величина затрат, связанных с их заменой.

Не исключается, что малая вероятность потребности в замене дорогостоящей детали за ресурс изделия может вызывать больше потерь, чем две замены дешевых и легко устанавливаемых деталей.

В связи с этим правомерна следующая формировка: к лимитирующим перечень профилактических воздействий следует относить те детали, которые не соответствуют комплексу критериев, или хотя бы по одному из них – свойств надежности, безотказности, долговечности, ремонтопригодности.

По критерию безотказности к лимитирующим перечням профилактических воздействий необходимо отнести те детали, по которым количество отказов не меньше, чем среднее количество отказов, приходящихся на одну деталь агрегата. Среднее количество отказов, приходящееся на одну деталь агрегата равно:

      (1)

где, - обще количество отказов,

-номенклатура заменяемых деталей.

В этом случае по критерию безотказности к деталям, лимитирующим перечень профилактических воздействий, должны быть отнесены все детали данного агрегата, имеющие отказы за рассматриваемый период:

Nдетал≥Nср (2)

где:Nдетал–количество отказов детали.

По критерию долговечности к таким деталям относятся те, у которых гамма- процентный ресурс (Lγ%) меньше, чем двухкратная периодичность технического обслуживания (Lтоi) :

% < 2Lтоi. (3)

По критерию ремонтопригодности к деталям, лимитирующим перечень профилактических воздействий необходимо отнести те, по которым затраты на устранение одного отказа (Тдетал) детали не меньше, чем средние затраты на устранение одного отказа деталей в целом по агрегату, определяемый по формуле:

 (4)

где: Тобщ – общие затраты на устранение всех отказов (Nобщ) по агрегату.

При этом должно соблюдаться следующие условия:

Тдетал ≥Тср    (5)

Определение деталей регламентирующих перечень профилактических работ позволяет уточнить перечень работ технического обслуживания

 подвижного состава. Выбор подвижного состава по экономическим показателям осуществляется исследованиями и анализом каждого фактора в следующей последовательности:

 

Выбор подвижного состава по экономическим показателям

Рис 1. Выбор подвижного состава по экономическим показателям

 

Выбор подвижного состава по экономическим показателям осуществляется по результатам эксплуатация подвижного состава в АТК.

Величина затрат, приходящихся на единицу продукции, определяется на основе калькуляции себестоимости, в которой все затраты распределяются по статьям в зависимости от их характера и назначения.

       Для удобства, по причине большей наглядности, себестоимость перевозок грузов калькулируется на одну тонну перевезённого груза, т.к. главным показателем производственной деятельности АТК является объём перевезённых грузов.

       Себестоимость перевозки 1-ой тонны продуктов определяется как отношение всех затрат к объёму перевозок.

Определение весомости критерий выбора подвижного состава по эксплуатационным свойствам

Выбор подвижного состава по эксплуатационным свойствам осуществляется теоретическими и экспериментальными исследованиями, а также результатами опроса ведущих специалистов, определяемыми методом априорного ранжирования [3]

Сущность обработки данных опроса экспериментов методом априорного ранжирования при определении весомости критерий выбора подвижного состава по эксплуатационным свойствам, который заключается в следующем.

а) проанализированы литературные данные, обобщен опыт, осуществлен опрос специалистов и т.д., на основании чего определен предварительный устанавливаемый перечень критериев:

б) осуществляется комплектация и проверка компетентности группы независимых экспертов-специалистов.

в) сопоставляется анкета в табличной форме приведено в приложения 9, даются необходимые пояснения и инструкции по заполнению анкеты ранжирования.

г) после формирования группы проведен устный инструктаж экспертов.

д) эксперты осуществляют индивидуальную оценку предложенных критериев, в процессе которой критерии располагаются в порядке убывания степени их влияния на выбор подвижного состава. При этом критериям, имеющим наибольшее влияние, присвоен первый ранг (цифра 1), критериям, имеющим меньшее значение, - второй ранг (цифра 2) и т.д.

Обработка результатов экспертного опроса производится в следующей последовательности:

а) определяется сумма рангов всех экспертов по каждому критерию

   (5)

б) вычисляется сумма рангов всех экспертов по всем критериям

   (6)

в) определяется средняя сумма рангов                  

   (7)

г) определяется отклонение суммы рангов каждого критерия от средней суммы рангов

   (8)

Ниже приведены соответствующие расчеты                

- с помощью коэффициента конкордации Кандела W оценена степень согласованности мнений экспертов

 (9)

где k – число критерия; m – число экспертов;

 (10)

 Значение коэффициента конкордации может изменяться от 0 до 1. Если он существенно отличается от нуля (W≥0,5), как в нашем случае, то можно считать, что между мнениями экспертов имеется определенное согласие.

- по сумме рангов k производится ранжирование критериев. Минимальной сумме рангов (k)min соответствует наиболее важный критерии, получающий первое место, - М=1, далее критерии располагаются по мере возрастания суммы рангов.

- для наглядного представления о весомости критериев строится априорная диаграмма рангов и определяется удельный веса критериев по их значимости при выборе подвижного состава по формуле:

  , (11)

где М – место критерий при ранжировании.

 

Рис. 2. Диаграмма весомости критериев выбора подвижного состава по эксплуатационным свойствам

Где:

  • Устойчивость
  • Тягово-скоростные свойства
  • Тормозные свойства
  • Маневренность
  • Проходимость
  • Управляемость
  • Плавность хода
  • Топливная экономичность

На основании расчетов и анализа результатов ранжирования выявлены наиболее весомые критерии по влиянию на выбор подвижного состава для перевозки продуктов, к которым относятся устойчивость, тягово-скоростные свойства, тормозные свойства и другие свойства, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Постановления Кабинета Министров РУз «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Узбекистан» №35 от 16 февраля 2011 года.

Техническая сервис автомобилей. Учебная пособия для вузов.О.Адилов,Ш.Исломов -Джизак: «SHARQ», 2020.-183 с.

www. Informavtodor.ru

www.Kodeks.ru

 

Adilov O.K.

candidate of technical sciences

Associate Professor of the Department of Vehicle Engineering

Jizzakh Polytechnic Institute

(Jizzakh, Republic of Uzbekistan)

 

Urolboyev A.U.

Samarkand State Institute of Architecture and Civil Engineering

(Samarkand, Republic of Uzbekistan)

 

STATE DETERMINATION PROCEDURE

PARTS DURING MAINTENANCE

 

Abstract: in this article, the development of methodological recommendations and the application of the results of the selection of criteria for assessing the improvement of the performance of cars is carried out.

 

Keywords: car, operation, maintenance, unit, prevention, repair.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (43) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Адилов О.К., Уролбоев А.У. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ ВО ВРЕМЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ // Вестник науки №10 (43) том 2. С. 48 - 55. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4812 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4812



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.