'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (43) том 3
  4. Научная статья № 3

Просмотры  260 просмотров

Матвеева Ю.А.

  


КОММУНИКАТИВНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается коммуникативная мобильность как структурный элемент коммуникативной компетенции учителя   

Ключевые слова:
коммуникация, коммуникативная мобильность, компетенция учителя   


УДК 37

Матвеева Ю.А.

Студентка 3 курса магистратуры «Управление образованием»

Балтийский федеральный университет им. И. Канта

(Россия, г. Калининград)

 

КОММУНИКАТИВНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ

 

Аннотация: в статье рассматривается коммуникативная мобильность как структурный элемент коммуникативной компетенции учителя.  

 

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная мобильность, компетенция учителя.

 

Профессия учителя предполагает коммуникативное взаимодействие с людьми разного образования, статуса, возраста.

Поэтому образовательное учреждение нуждается в специалистах с развитыми социальными качествами, так как система обучения строится на взаимоотношениях между обучающимся и обучающим. Необходимо установить такие отношения между субъектами образовательного процесса, которые отличаются гуманистической направленностью, ведь она становится главенствующей в педагогике. Данный элемент педагогического процесса основывается на высоком уровне коммуникативных умений учителя, что обеспечит эффективную коммуникацию.

Коммуникативная компетенция является основой профессиональной деятельности педагога, ведь речь - это способ передачи информации, инструмент воспитания. На сегодняшний день существует множество интерпретаций, так как ученые по-разному формулируют толкования данному понятию.

Б. Оскарссон, связывает коммуникативную компетенцию с базовыми навыками – «это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и многообразных ситуациях работы и социальной жизни» [2, с. 12].

Н.А. Ротова подчеркивает важность изучения проблемы коммуникативной компетенции учителя, ведь данная область является основополагающей для оптимизации учебно-воспитательного процесса. Также автор отмечает, что коммуникативная компетенция педагога является сегментом профессиональных компетенций [3].

Изучая особенности коммуникативной компетентности педагога, Р.С. Арьефев выделил ее структуру: направленность на разрешение противоречий в процессе общения, деятельностную и ситуативную реализацию, незаконченность, разноаспектность проявления [1].

Следовательно, коммуникативная компетенция учителя включает в себя следующие навыки: быструю адаптацию в ходе коммуникации, применение адекватного стиля речи, участие в различных речевых ситуациях. Данные дефиниции входят в ядро понятийного состава определения «коммуникативная мобильность».

В психолого-педагогической литературе понятие «мобильность» интерпретируется как способность стремительно перестраиваться,  использовать необходимые формы деятельности (Л. А. Амирoва, Ю. И. Калинoвский, Р. С. Нeмoв), способность эффективно переключаться на другой вид деятельности и труда (Н. А. Анисимoва, Е. А. Бoярко, Т. И. Мяcникова), подстраиваться к изменяющимся профессиональным условиям (И. В. Никулинa, О. А. Кипинa, Б. М. Игoшев).

Кроме того ряд авторов включают коммуникативную мобильность в состав коммуникативной компетентности. Например, О.В. Смирнова, исследуя коммуникативную мобильность экономиста, пишет о способности специалиста осуществлять качественное общение в различных речевых ситуациях, делая акцент на том, что нетипичные ситуации помогают проявить специалисту чувствительность и терпимость к неопределенности коммуникации, искать выход из затруднительного положения. [4]

Ю.В. Троицкая также связывает коммуникативную мобильность с коммуникативной компетентностью. Автор указывает на базовую языковую составляющую, без которой невозможно проявление коммуникативной мобильности. Ю.В. Троицкая выделяет структурные показатели коммуникативной мобильности: оперативность, гибкость, аналитическую адекватность, толерантность к неопределенности, психоэмоциональный самоконтроль, толерантность к социальному окружению [5]. Стоит отметить, что данные аспекты реализуются в педагогическом общении.

Таким образом, применительно к профессиональной деятельности учителя, в которой базовой является вербально-коммуникативная форма взаимодействия, коммуникативная мобильность является значимой составляющей коммуникативной компетентности учителя, что обеспечивает успешность профессионального общения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Арефьев Р.С. Формирование готовности к самопроектированию коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук: – Сочи, 2004. – 190 c.

Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования / Б. Оскарссон // Оценка качества профессионального образования. Доклад ; под общ. ред. В. И. Байденко, Дж. В. Зантворта. Европейский фонд подготовки кадров; Проект ДЕЛФИ. М., 2001. 52 с.

Ротова Н.А. Коммуникативная компетенция педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации // Современная педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/07/2523 (дата обращения: 10.10.2021).

Смирнова О.В. Формирование коммуникативной мобильности как фактор повышения конкурентоспособности экономиста-международника / О.В. Смирнова // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2014. – № 3 (17). – С. 95-105.

Троицкая Ю.В. Коммуникативная мобильность в структуре профессиональной компетентности / Ю.В. Троицкая // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2019. – № 4. – С. 79-84.

 

Matveyeva Y.A.

3rd year student of the Master's degree in Education Management

Kant Baltic Federal University

(Kaliningrad, Russia)

 

COMMUNICATIVE MOBILITY AS

A COMPONENT OF THE TEACHER'S

COMMUNICATIVE COMPETENCE

 

Abstract:  this article examine communicative mobility as a structural element of the teacher's communicative competence.

 

Keywords: communication, communicative mobility, teacher competence.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (43) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Матвеева Ю.А. КОММУНИКАТИВНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ // Вестник науки №10 (43) том 3. С. 15 - 18. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4818 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4818



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.