'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (43) том 3
  4. Научная статья № 5

Просмотры  327 просмотров

Румянцева А.С.

  


ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАДАЧА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены отличительные особенности инженерной задачи, а также описаны критерии ее формирования на основе анализа понятия «инженерное мышление»   

Ключевые слова:
инженерный класс, технологический класс, инженерное мышление, инженерная задача   


УДК 372.853

Румянцева А.С.

магистрант

Балтийский федеральный университет имени И. Канта

(Россия, Калининград)

 

ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАДАЧА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

 

Аннотация: в статье рассмотрены отличительные особенности инженерной задачи, а также описаны критерии ее формирования на основе анализа понятия «инженерное мышление»

 

Ключевые слова: инженерный класс, технологический класс, инженерное мышление, инженерная задача

 

В настоящее время все больше и чаще говорится об инженерном образовании. Это перспективное направление подготовки инженерных кадров, но если рассмотреть специфику системы обучения в таких классах можно заметить, что это скорее класс с физико-математическим профилем, в котором предпочтение отдается углубленному изучению предметов естественно-научного цикла, а не развитию инженерно-технологического мышления.

Чтобы понимать разницу между классом инженерно-технологической направленности и профильным классом, необходимо более подробно разобраться с понятием инженерно-технического мышления. Об этом в своей статье говорит Ю.И. Чони: «Основу инженерного стиля мышления составляют следующие качества и умения. Во-первых, это любознательность и стремление к пониманию физической сущности природных явлений и мира техники. Во-вторых, пристрастие к количественному анализу сути того или иного процесса, той или иной закономерности. … В-третьих, владение базовым арсеналом математических методов и приемов, необходимых для решения широкого круга задач в предметной области. В-четвертых, умение за математическим формализмом видеть, чувствовать физику анализируемых процессов» [6, с. 256]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при обучении инженерно-технологических классов приоритетным должно быть развитие перечисленных компетенций. При этом их развитие не должно ограничиваться рамками предметов естественно-научного цикла.

Одним из ключевых моментов развития инженерного мышления является необходимость научить детей осознано выбирать наиболее конструктивные, рациональные решения и нести ответственность за свой выбор. В данном контексте под ответственностью подразумевается способность ученика аргументированно и доказательно объяснить достоверность своего решения.

Необходимо понимать, что далеко не каждый учащийся способен овладеть инженерной мыслью. Для того, чтобы инженерное мышление было доступно ребенку, в нем необходимо развивать ряд определенных умений.

Одним из инструментов усвоения знаний учащимися является решение задач. Однако, для развития инженерной мысли, задачи репродуктивного типа не подходят. В связи с этим необходимо ввести новый вид задач, а именно инженерные задачи.

На основе изученной литературы и исследования понятия инженерного мышления можно составить модель инженерной задачи, а именно определить критерии ее постановки и формулирования:

  1. Максимальное приближение условия задачи к реальным жизненным ситуациям.
  2. Наличие исходного состояния А и желаемого состояния Б без указания перехода от первого ко второму, то есть отсутствие очевидного решения.
  3. Четкое определение минимального количества решения задания.

После составления модели инженерной задачи мною были проанализированы существующие сборники задач следующих авторов: Лукашик В.И., Тульчинский М.Е., Генденштейн Л.Э., Рымкевич А.П. Ни в одном из сборников мною не было найдено задач, подходящих под критерии инженерной задачи. Сборники содержат в себе однотипные задания на подстановку числовых значений. Не смотря на то, что задачи приближены к жизненным ситуациям, как правило, они имеют одно единственно верное решение, даже если оно не очевидно.

В связи с этим мною была поставлена цель: разработать цикл качественных и расчетных заданий для специализированных инженерно-технологических классов.

В подтверждение вышесказанного и для разъяснения цели работы рассмотрим готовую задачу из цикла.

У Вашего друга радостное событие: была приобретена квартира и предстоит нелегкое занятие – переезд. Как часто бывает, габаритные вещи сложно вынести через входную дверь, а иногда и вовсе невозможно. Такая ситуация случилась и с Вашим другом. Во время давнего ремонта была заменена входная дверь. Дверной проем стал уже, чем при въезде в квартиру, и вынести диван через него стало невозможно. Остается единственный выход: переместить диван через окно на балкон и далее посредством веревки вниз. Для определения длины веревки, необходимо знать высоту здания. Предложите минимум два способа определения высоты, с которой требуется спустить диван при условии наличия рулетки длинной 3 м и линейки длинной 30см.

Данная задача удовлетворяет всем перечисленным критериям модели инженерной задачи и может быть применима при изучении физики в предпрофильных и профильных инженерных классах.

При решении задачи учениками предпрофильного класса может быть найдено минимум 2 решения:

  1. Измерить высоту этажа с помощью рулетки, умножить полученное значение на четыре этажа, прибавить высоту подвального помещения и высоту балкона.
  2. Привязать к нитке небольшой груз, спустить его вниз с высоты балкона, отметить длину нитки, измерить с помощью рулетки или линейки.

В тоже время, ученики профильного класса решая, данную задачу могут предложить кроме уже представленных решений еще три способа измерения высоты:

  1. С помощью закона сохранения энергии. Сбросить небольшой предмет с высоты балкона, измерить время его падения, применить закон сохранения энергии.

Принимая, что на балконе данный предмет обладает только потенциальной энергией, а в момент удара о землю только кинетической энергией получаем:

; =>

  1. С помощью нитяного маятника. Привязать к нитке небольшой груз, опустить до земли, привести маятник в колебательное движение, измерить время 5-10 колебаний, найти период колебаний по формуле: . Зная период колебаний, определить длину маятника, а значит искомую высоту по формуле: .
  2. С помощью линейки измерить длину тени здания на асфальте, узнать высоту здания используя способ описанный в решении 1 предпрофильного класса. Зная свой рост измерить длину своей тени и используя подобие треугольников вычислить высоту здания по формуле

 , где  – высота здания и рост соответственно,

На примере разобранной задачи четко видно, что при ее решении ребенку необходимо представить данную ситуацию, что позволяет развивать наглядно-образное мышление. Учитывая предложенные условия, учащийся анализирует  ситуацию, применяя известные ему законы физики, и на основании этого ищет возможные решения, что позволяет совершенствовать логическое, теоретическое, творческое мышление.

Решая инженерные задачи, удовлетворяющие построенной модели, школьники  будут подходить к решению неординарно, будут способны находить решения в любой сложившейся жизненной ситуации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Генденштейн Л.Э. Физика. 7 класс. В 2 ч. Ч 2: задачник для общеобразовательных учреждений/ Л.Э. Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М. Гельфгат, под ред. Л.Э. Генденштейна. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2012.

Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы: пособие для учащися общеобразоват. Учреждений/ В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 25-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Рымкевич А.П. Физика. Задачник.10-11 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений / А.П. Рымкевич. – 9-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2005. – 188, [4] с. : ил – (Задачники «Дрофы»)

Тесленко В.И., Богомаз И.В. Школьное инженерно-техническое образование: концептуальное осмысление. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. №4 (30)/2014

Чони Ю.И.  Инженерный стиль мышление и педагогические приемы его формирования в процессе обучения в техническом ВУЗе.//Вестник Казанского технологического университета. №2/ том 16/ 2013

 

Rumyantseva A.S.

Master's student

Kant Baltic Federal University

(Kaliningrad, Russia)

 

ENGINEERING TASK & ITS FEATURES

 

Abstract: the article discusses the distinctive features of the engineering task, and also describes the criteria for its formation based on the analysis of the concept of "engineering thinking"

 

Keywords: engineering class, technology class, engineering thinking, engineering task.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (43) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Румянцева А.С. ИНЖЕНЕРНАЯ ЗАДАЧА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ // Вестник науки №10 (43) том 3. С. 32 - 36. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4820 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4820



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.