'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (43) том 3
  4. Научная статья № 6

Просмотры  218 просмотров

Румянцева А.С.

  


МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ «ИНЖЕНЕРНЫЙ КЛАСС» *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены методы оценки качества образования в инженерно-технологических классах, получивших широкое распространение в последние несколько лет. Специфика ра-боты данных классов сильно отличается от условий классического и профильного образова-ния, поэтому требует особенной системы оценки качества образовательной услуги   

Ключевые слова:
инженерный класс, оценка качества образования, технологический класс, инженерное мышление   


УДК 373.1

Румянцева А.С.

магистрант

Балтийский федеральный университет имени И. Канта

(Россия, Калининград)

 

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

УСЛУГИ «ИНЖЕНЕРНЫЙ КЛАСС»

 

Аннотация: в статье рассмотрены методы оценки качества образования в инженерно-технологических классах, получивших широкое распространение в последние несколько лет. Специфика работы данных классов сильно отличается от условий классического и профильного образования, поэтому требует особенной системы оценки качества образовательной услуги.

 

Ключевые слова: инженерный класс, оценка качества образования, технологический класс, инженерное мышление

 

Современное направление развития российской экономики вносит необходимость изменения стратегии подготовки специалистов. В первую очередь данная тенденция сказывается на целях и задачах, которые стоят перед системой образования. Одним из направлений развития существующей системы образования является улучшение качества обучения инженерных кадров.

В связи с этим с каждым годом все большее число школ открывает классы инженерно-технологической направленности. В калининградской области, на сегодняшний день, данное направление развития не получило, но, например, в Красноярском крае, открыто уже более 70 инженерных классов, в городе Москва – более 160 и 150 является кандидатами на вступление в проект «Инженерный класс».

Основным направлением деятельности инженерных классов является не только обеспечение получения учащимися основных предметных знаний и умений, но и формирование инженерного мышления у будущих выпускников и абитуриентов. «Инженерная мысль должна опираться на хорошо развитое воображение и включать различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно – образное, практическое, теоретическое, техническое, и т.д. Главные из них – творческое, наглядно образное и техническое» [1]. Кажется, что все эти виды мышления мы развиваем у учащихся в процессе работы на уроках. Чтобы подтвердить или опровергнуть это мною было проведено исследование, которое показывает, что инженерное мышление в рамках основного общего и среднего общего образования развивается не полной мере.

Целью исследования являлось выяснить, какими видами мышления владеют выпускники девятого класса и одиннадцатого классов средней общеобразовательной школы.

Были выбраны три вопроса, которые соответствуют критериям инженерной задачи. Учащиеся давали ответы на эти вопросы без предварительной подготовки, ответы записывались на камеру. В анализе полученных данных принимали участие учителя школы. Данные необходимо было внести в таблицу, поставив галочку в поле, соответствующее выбранному виду мышления.

 

Таблица 1 - Оценка ответов обучающихся

творческое

логическое

теоретическое

репродуктивное

критическое

практическое

техническое

Виды мышления, развиваемые в рамках вашего урока?

 

 

 

 

 

 

 

Виды мышления, развитые у ученика 1

 

 

 

 

 

 

 

Виды мышления, развитые у ученика 2

 

 

 

 

 

 

 

Виды мышления, развитые у ученика …

 

 

 

 

 

 

 

Виды мышления, развитые у ученика n

 

 

 

 

 

 

 

Количество совпадений между Вашим мнением и результатом, показанным учеником

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование показало, что только 37% опрошенных одиннадцатиклассников владеют видами мышления, включенными в понятие инженерного образования, где преобладает творческое и логическое мышление, и только 23% опрошенных девятиклассников владеют основами инженерного мышления. Таким образом, инженерные классы должны значительно отличаться от того представления, что есть в данный момент.

Чтобы оценить качество такой образовательной услуги, как инженерное образование в рамках ООО и СОО необходимо понять, что компетенции, которыми должен обладать выпускник школы направлены исключительно на предметные и метапредметные знания, но не требует от учащихся основополагающих компетенций, необходимых инженеру для качественной работы. Формирование этих компетенций необходимо начинать со среднего школьного возраста.

При изучении ФГОС СПО для специальностей инженерной направленности, было отмечено, что компетенции, которые позволяет развить у учащихся инженерное мышление включены в список общих компетенций (ОК) для специальностей инженерного направления. А именно:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК2. Организовать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития [2] и т.д.

Таким образом система оценивания качества образовательной услуги для ООО и СОО применима к инженерным классам, но требует доработки, так как включает в себя развитие компетенций, которые не включены в требования школьного уровня образования. Необходимо частично применять методы оценки качества образовательной услуги для СПО и ВУЗов.

Инженерные классы – это новая образовательная услуга, поэтому применение методики, основанной на методике КАЧОБРУС, которую разработали специалисты университета профсоюзов города Санкт-Петербурга, позволит в полной мере оценить качество образовательной услуги «Инженерный класс». В представленной методике дополнены рекомендации по обработке результатов, систематизированы параметры оценки, относительно исходной методики КАЧОБРУС.

В этой системе оценка производится в форме опроса согласно перечню анализируемых показателей. Анкета разделена на три группы, каждая из которых содержит 24 критерия.

  1. «Ожидания». Родители высказывают свои ожидания относительно образовательной услуги «Инженерный класс», оценивая каждый критерий по шкале Лейкера (полностью не согласен – полностью согласен)
  2. «Восприятие». Родители по шкале Лейкера оценивают соответствие образовательной услуги своим ожиданиям
  3. «Значимость». Родители по шкале «совсем не важно – очень важно» оценивают важность каждого критерия.

Анкета должна быть разбита на три блока:

  1. Блок А. Квалификация и поведение преподавательского состава
  2. Блок Б. Материально-техническое оснащение
  3. Блок В. Результативность работы учащихся и необходимость этой работы

Для анализа анкеты необходимо перевести полученные данные в цифры, где полностью согласен/очень важно оценивается в 5 баллов, полностью не согласен/совсем не важно – 1 балл.

Определяем среднее значение оценки по каждому из критериев, таким образом получается 72 средние оценки. Рассчитываем коэффициент качества, как разницу между средней оценкой из группы восприятия и ожидания для каждого из критериев. Если значение получается положительное, то это показатель «суперкачества»[3].

Наряду с представленным методом применимы и другие методы оценки качества образовательной услуги, так как значимость получения предметных компетенций так же велика. Кроме общепринятых мониторингов, контрольных работ, ГИА необходимо ввести устные формы проверки знаний учащихся. Экзаменационные билеты на внутренних экзаменах, требующие полного аргументированного ответа.

Таким образом мы получили основу для развития методов оценки качества образования, которая позволит совершенствовать стандартные методы и поднимать их на новый уровень в соответствии с изменениями в образовательной сфере.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Муллагалиева С.Х. и Малкова А.В. Формирование инженерного мышления обучающихся в процессе изучения литературы и русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа – свободный. URL: https://infourok.ru/formirovanie-inzhenernogo-mishleniya-obuchayuschihsya-v-processe-izucheniya-literaturi-i-russkogo-yazika-248440.html (Дата обращения: 27.04.2017)

Национальная ассоциация развития образования и науки [Электронный ресурс]. Режим доступа – свободный. URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 05.04.2020)

Н. Н. Саяпина. Оценка качества образовательных услуг вуза [Электронный ресурс]. Режим доступа – свободный. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-obrazovatelnyh-uslug-vuza-1 (Дата обращения: 07.04.2020)

 

Rumyantseva A.S.

Master's student

Immanuel Kant Baltic Federal University

(Kaliningrad, Russia)

 

METHODS OF ASSESSING THE QUALITY

OF EDUCATIONAL SERVICES

"ENGINEERING CLASS"

 

Abstract: the article discusses methods of assessing the quality of education in engineering and technology classes, which have become widespread in the last few years. The specifics of the work of these classes are very different from the conditions of classical and professional education, therefore it requires a special system for assessing the quality of educational services.

 

Keywords: engineering class, education quality assessment, technology class, engineering thinking

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (43) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Румянцева А.С. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ «ИНЖЕНЕРНЫЙ КЛАСС» // Вестник науки №10 (43) том 3. С. 37 - 42. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4821 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4821



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.