'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (43) том 3
  4. Научная статья № 11

Просмотры  185 просмотров

Виноградова Т.Г., Семилетова Я.И., Рахманова А.Б.

  


ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СЕКТОРЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА: ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере цифровой экономики и пути обеспечения их успешного инновационного развития   

Ключевые слова:
государственно-частное партнерство, цифровая экономика, цифровые платформы   


УДК 351/354

Виноградова Т.Г.

к.э.н., доцент кафедры стратегического маркетинга

и территориально-отраслевого развития

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

Семилетова Я.И.

старший преподаватель кафедры стратегического маркетинга

и территориально-отраслевого развития

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

Рахманова А.Б.

магистр

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В СЕКТОРЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО

ПАРТНЕРСТВА: ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере цифровой экономики и пути обеспечения их успешного инновационного развития.

 

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, цифровая экономика, цифровые платформы.

 

В современном мире динамика общественного развития во многом определяется развитостью цифровой экономики в регионах и странах. Информационные решения и технологии (IT) весьма актуальны и востребованы практически во всех областях жизни людей: в медицине, образовании, спорте, туризме, коммунальном хозяйстве и промышленное производстве. Многие отрасли, рынки и сферы деятельности модернизируются в соответствии с принципами новых цифровых экономических моделей.  Их эффективное внедрение во многом будет определять конкурентоспособность как отдельных компаний, так и целых стран, формирующих инфраструктуру и правовую среду цифровизации. Очевидно, что цифровизация в таких масштабах невозможна только за счет ресурсов и усилий государства. Для масштабного и успешного освоения новых технологий необходимо дополнительное привлечение значительных финансовых средств и компетенций частного сектора.

Учитывая положительную динамику отечественных отраслей, активно осваивающих информационные технологии, а также то, что данное направление является приоритетным в стратегических планах развития страны, можно утверждать, что в ближайшем будущем интерес к инициативам в данной сфере будет только расти как со стороны государства, так и бизнес сообщества [1]. В этой связи   все более значимым и актуальным становится развитие и применение механизмов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП), базирующиеся на цифровых платформах.  

Под цифровыми платформами в широком значении понимаются гибридные структуры (организации, системы, технологии), ориентированные на создание ценности путем обеспечения и облегчения прямого взаимодействия и обмена между двумя или несколькими группами внешних пользователей в рамках единой цифровой экосистемы алгоритмизированных отношений [2]. Используя широкие возможности современных цифровых технологий (облачных сервисов, больших данных, искусственного интеллекта и т.д.), цифровые платформы позволяют существенно снизить различные виды издержек, например, такие как транзакционные, организационные и другие. Помимо этого, данные цифровые продукты обеспечивают взаимодействие сторон без необходимости одновременного их присутствия.

Существенным отличием платформы в системе ГЧП от цифровых платформ в сфере бизнеса является разный подход к оценке сетевых эффектов. Главной целью создания и эксплуатации платформы частной компанией является максимизация прибыли и стремление захватить наибольшую долю рынка, главной целью создания платформы в условиях ГЧП является создание ценности как для пользователей платформы (или стейкхолдеров инфраструктурных проектов), так и для государства и общественности в целом. Но при этом, стремительно развиваясь, рынок платформ в то же время сталкивается и с определенными проблемами, например, такими как новые нормативные ограничения, технологические сбои и т. д. В связи с тем, что цифровая платформа в системе ГЧП формирует правоотношения различного характера, появляются типичные правовые проблемы, порождаемые различными взаимодействиями на платформе (законодательство о защите данных, защите прав потребителей, право интеллектуальной собственности, инвестиционные аспекты и стимулирование бизнеса в цифровой среде, антимонопольное регулирование и пр.). Особенно следует отметить ограничения на информацию (данные), поскольку с каждым днем количество норм и правил, которые приходится учитывать при разработке и эксплуатации платформ, только возрастает. Но платформы как раз и создаются для беспрерывного и беспрепятственного сбора, анализа и публикации данных. Именно поэтому стоимость информации (данных) увеличивается вместе с расходами на соблюдение нормативных требований.

Исследование проблемы показало, что современные цифровые платформы должны формироваться и развиваться на основе следующих принципов:

  1. Простота использования и неоспоримая привлекательность для пользователей.
  2. Надежность и безопасность (например наличие защиты конфиденциальности, интеллектуальной собственности, данных).
  3. Предоставление ценности пользователям платформы.

        К базовым предпосылкам дальнейшего развития цифровой платформы в системе ГЧП следует отнести следующее:

  • потребность в более обширной и доступной информации об инвестиционном рынке, о потенциальных партнерах, потребностях и возможностях рынка, инициируемых и реализуемых проектах;
  • дефицит квалифицированных специалистов и высокая стоимость качественного консалтинга, особенно;
  • недостаток квалифицированных экспертов и высокая стоимость качественной экспертизы, особенно для проектов с небольшим бюджетом;
  • непрозрачное ценообразование и отсутствие стандартизации работ по подготовке проектов;
  • отсутствие полной информации об участниках рынка и их продуктах (с возможностью получения независимой оценки, основанной на мнении других пользователей);
  • существенное увеличение объема информации и высокая скорость изменений на рынке (потребность в формировании собственных больших данных);
  • потребность рынка в коммуникационной площадке для обмена мнениями и опытом, участия в экспертизе, нормотворческих и проектных инициатив (с участием стейкхолдеров);
  • общеполитический тренд к цифровизации всех экономических процессов.

Весьма перспективным направлением в отечественной экономике также становится внедрение цифровых платформ для содействия реализации проектов в области инфраструктуры.

Проведенные исследования позволили выявить и систематизировать возникающие барьеры и риски, сдерживающие развитие механизмов ГЧП в сфере IT. К их числу можно отнести следующие:

  1. Имеющиеся ограничение участия иностранных компаний, а также российских, на которых оказывают влияние зарубежные компании (неопределенность в вопросе допустимой степени влияния) в проектах ГЧП по отношении к ИТ-объектам.

Зарубежные инвестиции в отечественную IT-инфраструктуру определяются высоким финансовым и техническим потенциалом, именно поэтому последовательная политика государства в отношении иностранных инвестиции и участия иностранных компаний необходима для дальнейшего решения проблем и устранения барьеров развития механизмов ГЧП в информационной сфере. Что касается формулировки в законодательстве РФ о допустимой степени влияния зарубежных компании на российские, то с практической точки зрения уже сформировался ряд подходов к определению прямого и косвенного влияния компаний друг на друга.

Сохраняется законодательная неопределенность в вопросе переработки IT -объекта: в настоящее время установлено, что в качестве предмета соглашения может выступать лишь создание IT -объекта - разработка продукта или переработка существующего (в законе не указано, что конкретно подразумевается под «переработкой»). Данный аспект также вызывает неопределенность в вопросе масштабирования одного IТ-продукта в различных проектах и регионах. Возможным решением данной проблемы может послужить уточнение в законе положения о том, что подразумевается под «переработкой» IT -объекта, а также положения о масштабировании IT -продуктов.

  1. Высокие затраты частного партнера на IT: тщательная дорогостоящая проработка инициативы IT-проекта инвестором может быть не оправдана (зря потраченные средства и время), если появится другой потенциальный партнер с менее проработанной заявкой. Для решения данной проблемы необходимо разработать механизм компенсации затрат инициатора на разработку данной инициативы. Вариантами механизмов компенсации могут послужить следующие:
  • выплаты за счет средств победителя конкурса;
  • право «последнего слова»;
  • предоставление конкурентного преимущества инициатору.

В частности, для этого требуется установка уровня нормативных правовых актов, в которые требуется вносить изменения в связи с изменением данного положения, а также возможность их внесения в требования законодательства о защите конкуренции.

  1. Нет четкого понимания у участников по поводу монетизации ИТ-объектов: каким именно образом монетизировать информацию или предоставляемые услуги. Для решения этой части проблемы необходимо подготовить соответствующие методические рекомендации и обучающие программы на основе анализа мирового опыта, реализованных проектов в сфере IT.
  2. Неготовность органов власти делиться данными, содержащимися в ГИС, с инвесторами, а также сложности монетизации такого рода данных.

В апреле 2020 года Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект № 946012-7 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части создания или модернизации государственной информационной системы), который положил начало формированию в законодательстве РФ подхода к регулированию монетизации данных, представленных  в ГИС, создаваемых за счет механизмов КС и СГЧП. Однако, данный документ ориентирован только на обладателя информации, содержащейся в ГИС (установление особенностей создания, эксплуатации, модернизации ГИС на основе КС или СГЧП, предусматривая, что в этих соглашениях должен быть определен обладатель информации, содержащейся в ГИС). В то же время остаются нерешенными вопросы режима оборота данных, которые могли бы существенно ускорить привлечение инвестиций в проекты ГЧП в сфере ИТ.

  1. Сохраняется не решенным вопрос оценки эффективности проектов, в частности для объектов В связи с этим необходимо более обоснованное выявление сравнительного преимущества механизма ГЧП над государственным контрактом. четких рекомендаций к данной процедуре в отношении IT-проектов пока нет. Существует большое количество различных методик оценки эффективности IT-проектов, в зависимости от оцениваемых параметров, их важности и значимости. Тем не менее, процесс получения данных оценок для проектов IT весьма затратен и требует соответствующего методического обеспечения и привлечения квалифицированных экспертов. Именно поэтому наиболее продуктивным подходом здесь представляется уточнение критериев и процедуры оценки эффективности IT‑проектов в 224‑ФЗ, а также разработка методических указаний оценки эффективности ИТ-проектов на основе анализа практики оценки эффективности IT-объектов в проектах других сфер, мнений и рекомендаций специалистов в области ИТ и т. д.
  2. Остаются сложности в прогнозировании эксплуатационных расходов при создании проектов ГЧП в сфере IT, доходной части проекта ГЧП и концессионного проекта в сфере IT.

Поскольку концессионное законодательство пока не содержит положений, предусматривающих процедуру оценки подобных проектов, форма и содержание модели, включая раздел оценки бюджетной эффективности, а также сама необходимость разработки модели, зависит от требований публичного партнера в конкретном проекте. В свою очередь у публичного партнера могут возникнуть трудности с определением конкретных требований к проекту IT в силу отсутствия у данной стороны достаточных знаний и компетенции в области IT-инфраструктуры.

В связи с этим, представляется целесообразным разработка и опубликование методических рекомендаций для участников рынка по вопросам эксплуатационных расходов (на основе кейс-анализа проектов в сфере IT, экспертного мнения специалистов в области IT, мировых методик оценки и т. д.), а также  разработка методических указаний на основе исследований по сбору статистики IT разработок и обоснованию применяемых инструментов прогнозирования доходности IT-объектов.

  1. Нет четких ориентиров, связанных с использованием объекта IT по лицензионному договору (право использования результатов интеллектуальной деятельности, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату).

Если в лицензионном договоре четко не определить право использования, то оно не считается предоставленным (абз. 2 ч. 1 ст. 1235 ГК РФ). Поэтому необходимо максимально детально указывать все права и то, как именно разрешается использовать результаты интеллектуальной деятельности. Для этого целесообразно рассматривать всю совокупность вариантов возможного использования, включая в него как подходящие, так и не совсем подходящие случаи.

  1. Отсутствие комплексной стратегии управления рисками ГЧП в сфере информационных технологий.

Сохраняющиеся пробелы и недостатки в отечественной правовой системе, отсутствие единого научного подхода, а также порочной практики в отношении управления рисками в проектах ГЧП в сфере IT является серьезной проблемой при структурировании и реализации проектов ГЧП, а также значительным препятствием для развития ГЧП в данной сфере. Стратегия управления рисками состоит из нескольких этапов: выявление рисков, оценка вероятности возникновения и соответствующих последствий рисков, распределения рисков между партнерами по проекту, разработка механизмов защиты, стратегии снижения рисков. Для снижения уровня рисков необходимо разработать и освоить, и широко тиражировать методические рекомендации по управлению рисками, которые должны включать обзор лучших российских и мировых практик управления рисками в проектах ГЧП в сфере IT.

Выявленные в ходе настоящего исследования основные тенденции особенности и факторы развития цифровых платформ в одном из наиболее перспективных секторов экономики и инфраструктурного развития (ГЧП) позволяют более конструктивно подойти к решению проблем информатизации  не только с методических, но и с конструктивных практических позиций.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/

Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция)

Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» http://government.ru/info/35568/

https://rosinfra.ru/

 

Vinogradova T.G.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Strategic Marketing and Territorial and Sectoral Development

Saint Petersburg State Agrarian University

(Russia, Saint Petersburg)

 

Semiletova Ia.I.

Senior Teacher, Associate Professor of the Department of Strategic Marketing and Territorial and Sectoral Development

Saint Petersburg State Agrarian University

(Russia, Saint Petersburg)

 

Rahmanova A.B.

master student

Saint Petersburg State Agrarian University

(Russia, Saint Petersburg)

 

EFFECTIVE INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP SECTOR: FEATURES AND DEVELOPMENT FACTORS

 

Abstract: this article discusses the features of the use of public-private partnership mechanisms in the digital economy and ways to ensure their successful innovative development.

 

Keywords: public-private partnership, digital economy, digital platforms.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (43) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Виноградова Т.Г., Семилетова Я.И., Рахманова А.Б. ЭФФЕКТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СЕКТОРЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА: ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ // Вестник науки №10 (43) том 3. С. 62 - 71. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4826 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4826



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.