'
Ёрқулов У.М.
ПОЧЕМУ ВАЖЕН ВОПРОС ФИЗИЧЕСКОГО ИЛИ КОНСТРУКТИВНОГО ВЛАДЕНИЯ В ИСЛАМСКИХ ФИНАНСАХ? *
Аннотация:
в Исламском Праве одного права собственности на товар недостаточно чтобы осуществить продажу товара. Данное право также должно сопровождаться возможностью распоряжения товаром, что выражается в физическом или конструктивном владении товаром. Статья представляет определение понятия владения(“қабд”) в Исламском Праве и применение в Исламских финансах, истоки, причины введения данного принципа в торговле. Далее, анализируются преимущества применения данного принципа и последствия при несоблюдении в современных транзакциях
Ключевые слова:
Исламские финансы, владение, торговля, товар, право распоряжение, конструктивное и физическое владение
УДК 338.22
Ёрқулов У.М.
учитель ассистент
Ташкентский государственный экономический университет
(г. Ташкент, Узбекистан)
ПОЧЕМУ ВАЖЕН ВОПРОС ФИЗИЧЕСКОГО ИЛИ КОНСТРУКТИВНОГО ВЛАДЕНИЯ В ИСЛАМСКИХ ФИНАНСАХ?
Аннотация: в Исламском Праве одного права собственности на товар недостаточно чтобы осуществить продажу товара. Данное право также должно сопровождаться возможностью распоряжения товаром, что выражается в физическом или конструктивном владении товаром. Статья представляет определение понятия владения(“қабд”) в Исламском Праве и применение в Исламских финансах, истоки, причины введения данного принципа в торговле. Далее, анализируются преимущества применения данного принципа и последствия при несоблюдении в современных транзакциях.
Ключевые слова: Исламские финансы, владение, торговля, товар, право распоряжение, конструктивное и физическое владение.
Почти во всех современных структурах и продуктах Исламских финансов и экономики большое внимание уделяется тому, какими способами, форматами владения и передачи товаров пользуются компании и каким образом распределяются ответственности за возможные риски. Аналогичным способом, проверяются проекты инвестирования в розничной торговле, дабы понять каким образом инвестор владеет товарами. (Адам, 2021)
Определение понятия владения(«қабд») и права распоряжения с точки зрения Исламского Права
В исламском праве одного права собственности на товар недостаточно чтобы осуществить продажу товара. Данное право должно сопровождаться возможностью распоряжения товаром, что выражается в физическом или конструктивном владении товаром. Итак, после права собственности следует возможность распоряжения товаром, потому что вы можете владеть чем-то, но не иметь доступа распоряжаться им. (Нусратхужаев, 2021).
Владение (на арабском языке “қабд”) означает принятие риска и контроля над товаром. Владение “қабд” позволяет владельцу сказывать собственную власть и волю над товаром и нести ответсвенность за всевозможные риски. На самом деле, контракт и владение приводят к двум разным результатам. Действующий контракт обычно приводит к передаче права собственности, в то время как риск и ответственность за предмет продажи передаются через принятие товара. Только когда покупатель вступает во владение активом, он несет риск и ответственность за предмет владения – товар.(Адам Фараз, 2021).
Хадисы о владении
Условия и обязательство владения (обладания предметом) были переданы в Хадисах от Пророка Мухаммада (да благословит его Аллаҳ и приветсвует): “Хаким ибн Хизам сказал: я навестил Посланника Аллаҳа (да благословит его Аллаҳ и приветсвует) и спросил: Человек подходит ко мне с желанием купить то, чем я не владею; могу ли я купить с рынка, и после продать ему? Он ответил: «Не продавай того, чем не владеешь». (Тирмизи)
Также повествуется от ибн Аббаса о том, что Посланник Аллаҳа(да благословит его Аллаҳ и приветсвует) запретил продажу продовольственных товаров до того как продавец получит его. (Бухари и Муслим). (Адам, 2021)
Какую пользу несет условие наличия владения(қабд) в Исламских финансах?
Получение выгоды за счет того, что иная сторона несет всю ответственность при провалах, неудачах, форс-мажорах является явной несправедливостью. (Нусратхужаев, 2021)
Что же такое Гарар? Гарар – это неопределенность, недостаточность информации, не позволяющая принять уверенное решение или проявить согласие. Причина запрета гарара заключается в неопределенности, возникающей в отношении предмета/товара, условий договора, спецификаций и т.д., то есть, также те факторы, способствующие к большей неопределенности и потенциально ведущие к спорам и конфликтам между сторонами.
Существует три вида гарара: чрезмерный, средний, незначительный. Чрезмерный гарар - недозволен полностью. Средний гарар если близок чрезмерному гарару – запрещается, однако если близок к незначительному гарару -разрешается. Незначительный гарар – допускается. (Нусратхужаев, 2021). Классические примеры значительного гарара: торговля птицей на небе или рыбой на море. Также приводятся примеры торговли убежавшей лошадью. (Зухайли, 2003).
К примеру, Ахмад продает свой ноутбук Акбару и после заключения сделки, право собственности за ноутбук переходит Акбару. Если основываться только на праве собственности, Акбар имеет право продать ноутбук далее даже не получив его физически. Представим, что теперь Акбар решил продать ноутбук и нашел хорошего клиента – Маъруфа. Маъруф заплатил за ноутбук и Акбар передал право собственности новому владельцу. В свою очередь, Маъруфу также понадобились деньги так, что он также выставил ноутбук на продажу и на основе права собственности продал товар Азизе. Однако, сам ноутбук всё ещё находится во владении первого продавца Аҳмада. В данной цепочке возникает большой риск того, что возможно Азиза не получит во время товар или же получит не в ожидаемом состоянии из-за чего пострадает последний представитель (возможно и несколько представителей) цепочки торгов.
Виды владений
Есть две формы владения товаром: физическое и конструктивное владение.
Как утверждает Нусратхужаев (2021), продавец может либо физически владеть товаром, либо иметь конструктивное право собственности и распоряжения (посредством юридических документов, подтверждающих право собственности). Таким образом, у Вас может не быть физического владения, но иметься конструктивное владение.
Физическое владение подразумевает принятие предмета торговли физически, символизируя властность, эксклюзивность и контроль над товаром, что также выражается в несении ответственности и рисков за данный товар. (Адам, 2021)
Конструктивное владение означает переход власти, контроля над товаром (что также выражается в несении ответственности и рисков) даже если владелец физически не хватает товар руками. Данная форма включает в себя регистрацию недвижимости, автомобилей, поездов, пароходов, самолётов через регистрацию, согласно установленным законам и нормам. Владение через документы, к примеру, посредством накладных, складских квитанций, выданных на имя владельца или подтверждающих его акции, также являются видами конструктивного владения посредством документов. Однако важно понимать то, что конструктивное владение действительно в случае если оно подразумевает право дальнейшего распоряжения с данными товарами по усмотрению т.е. продажа товара, заключение сделок с помощью товаров и др.
Учитывая вышесказанное, наличие физического или конструктивного владения в исламских финансах - это действительный и серьезный вопрос. Мудрость данной концепции заключается в защите и минимизации рисков, обеспечении экономической системы в несклонности к системным рискам, приводящим к торговле долгами и предохранении общества от разногласий и раздоров. В каждом правиле в Исламских финансах заключается общественная польза. (Адам, 2021)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Муфтий Адам Фараз. 2021. Значительность владения в Исламских финансах. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://amanahadvisors.com/the-obsession-with-possession-in-islamic-finance (12.10.2021)
Ал-Зухайли В. Al-Zuhayli, W. (2003). Финансовые транзакции в Исламском Праве ("Financial Transactions in Islamic Jurisprudence"), Том первый. Дамаск. Дар ал Фикр.
Нусратхужаев Х. 2021. Курс лекций: введение в принципы торговли в Исламском Праве. Август, 2021. Ташкент, Узбекистан.
Yorkulov U.M.
teacher assistant
Tashkent State University of Economics
(Tashkent, Uzbekistan)
WHY IS REAL (CONSTRUCTIVE) OWNERSHIP
IMPORTANT IN ISLAMIC FINANCE?
Abstract: in Islamic Law, ownership of a product alone is not enough to carry out the sale of a product. This right must also be accompanied by the ability to dispose of the goods, which is expressed in the physical or constructive possession of the goods. The article presents the definition of the concept of possession (“abd”) in Islamic Law and its application in Islamic finance, the origins, reasons for the introduction of this principle in trade. Next, the advantages of applying this principle and the consequences of non-compliance in modern transactions are analyzed.
Keywords: Islamic finance, ownership, trade, commodity, disposition, constructive and physical ownership.
Номер журнала Вестник науки №10 (43) том 3
Ссылка для цитирования:
Ёрқулов У.М. ПОЧЕМУ ВАЖЕН ВОПРОС ФИЗИЧЕСКОГО ИЛИ КОНСТРУКТИВНОГО ВЛАДЕНИЯ В ИСЛАМСКИХ ФИНАНСАХ? // Вестник науки №10 (43) том 3. С. 72 - 77. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4827 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021. 16+
*