'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (43) том 4
  4. Научная статья № 1

Просмотры  139 просмотров

Азимова М.

  


КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ АРИЙЦЕВ НА ОСНОВЕ УЧЕНИЯ ЗОРОАСТРИЗМА *

  


Аннотация:
в статье автор выносит на всеобщее обсуждение социальные действия арийцев, которые нашли свое отражение и объяснения в естественно-природных явлениях и почти все сферы жизни общества того исторического периода. Хотя в силу объективно сложившихся условий жизни об¬щества в той эпохе истолкование многих природных и социальных явлений, имеют на первый взгляд религиозно-мифологическую окраску, однако, сама логика постановки обсуждаемых вопросов в зороастризме является далеко не примитивной. Автор отмечает, что очевидным для арийцев являются две сущности, это: одно - добро, а другое - зло. Этот акт и служит прообразом аналогичного выбора действия, который должен совершать каждый человек в своей жизни. Таким образом, автор приходит к выводу о том, что, проводя сравнительный анализ жизнедеятельности арийцев с другими цивилизациями человеческого общества, совершенно очевидным становятся их неповторимость. А также формы массовых действий и специфические факторы, которые детерминируют и регулируют действия социального порядка в зороастризме, о чем кратко изложено в данной статье   

Ключевые слова:
социальные действия, массовые действия, арийцы, зороастрийцы, арийская цивилизация, традиции, очищение, обряды, дуализм, естественно-природные явления   


УДК 101.1:316

Азимова М.

кандидат философских наук, доцент кафедры общественных дисциплин

ГОУ «ТГМУ имени Абуали ибн Сино»

(Республики Таджикистан, г. Душанбе)

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

АРИЙЦЕВ НА ОСНОВЕ УЧЕНИЯ ЗОРОАСТРИЗМА

 

Аннотация: в статье автор выносит на всеобщее обсуждение социальные действия арийцев, которые нашли свое отражение и объяснения в естественно-природных явлениях и почти все сферы жизни общества того исторического периода. Хотя в силу объективно сложившихся условий жизни об­щества в той эпохе истолкование многих природных и социальных явлений, имеют на первый взгляд религиозно-мифологическую окраску, однако, сама логика постановки обсуждаемых вопросов в зороастризме является далеко не примитивной.

Автор отмечает, что очевидным для арийцев являются две сущности, это: одно - добро, а другое - зло. Этот акт и служит прообразом аналогичного выбора действия, который должен совершать каждый человек в своей жизни.

Таким образом, автор приходит к выводу о том, что, проводя сравнительный анализ жизнедеятельности арийцев с другими цивилизациями человеческого общества, совершенно очевидным становятся их неповторимость.

А также формы массовых действий и специфические факторы, которые детерминируют и регулируют действия социального порядка в зороастризме, о чем кратко изложено в данной статье.

 

Ключевые слова: социальные действия, массовые действия, арийцы, зороастрийцы, арийская цивилизация, традиции, очищение, обряды, дуализм, естественно-природные явления.

 

В учении зороастризма нем на­шли свое отражение и объяснения многие естественно-природные явления и почти все сферы жизни общества того исторического периода. Хотя в силу объективно сложившихся условий жизни об­щества в той эпохе истолкование многих природных и социальных явлений, имеют на первый взгляд религиозно-мифологическую окраску, однако, сама логика постановки обсуждаемых вопросов в зороастризме является далеко не примитивной.

Используя и применяя в анализе учения зороастризма методологию философии социального действия, можно сделать следующие предварительные выводы, относительно спецификации массовых действий арийцев той далекой исторической эпохи:

1.Изучая и осмысливая «Ясна» в «Авесте» можно обнару­жить, что предпосылкой, источником и регулятивным фактором человеческого действия зароастрийцы определяют деятельность двух противоположных сил - Ахура - Мазда(«добрый дух») и Ахри - Мана(«злой дух»).

 «Воистину есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии - они, оба добрый и злой... Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет, в конце концов, тех, кто следует пути лжи (Дурудж), - эти самое худшее, а тех, кто следует пути добра (Аша), ждет самое лучшее. И вот из этих двух духов один следует лжи, выбрал зло, а другой дух святейший, облаченный в крепчайший камень, выбрал праведность и пусть (это знают все), кто будет постоянно Ублаготворять Ахура - Мазду праведными делами»[1. с. 64].

Из содержания данного суждение становится очевидным, что две первичные сущности, обе добровольно (хотя и в соответствии, Разрушения с их собственной природой), выбрали: одно - добро, а другое - зло. Этот акт и служит прообразом аналогичного выбора действия, который должен совершать каждый человек в своей жизни.

Древние арийцы считали, что существует закон природы, согласно которому солнце движется равномерно, происходит смена времен года и тем самым обеспечивается порядок всего существующего в мире («Закон Аша»). Действие людей в форме молитвы и жертвоприношение и совершаемые ими, ощущались как принадлежность этого естественного порядка вещей, но и сами способствовали поддержании Аша - усиливали действие самих милосердных богов и укрепляли мир населенный людьми.

Понятие «Аша» у арийцев имело этический, более того, с точки зрения современной юридической науки - правовой смысл. Считалось, что Аша руководит поведением и действием человека. Истинно справедливость, верность и смелость - качества, присущие человеку. Добродетель естественный порядок вещей, а порок и зло его нарушение.

 Термин «Аша» полисемантичный (многозначный) и различные другие понятия соответствуют ему в разных контек­стах: «порядок» - там, где речь идет о вещественном мире, или же « истина», «справедливость», « праведность»- там, где говорится о нравственном, правовом действии и поведении людей.

Видные исследователи - М. Бойс, Б. Гафуров, Е.А. Дорошенко, Р. Фрай и другие, подчеркивают, что в древнеарийской цивилизации люди явно большое значение придава­ли социальным действиям, которые являлись так же жизненно важными для степняков в каменном веке, как и для городских обществ [1; 2; 3; 4]. Ведь, племена в те времена должны были заключать соглашение друг с другом относительно границ своих пастбищ, а люди между собой о пастьбе скота. Кроме того, они совершали и такие общечеловеческие действия как помолвки и свадьбы, обмен-товарами и приемы гостей, наказание отступников и помилование невиновных и т.д.

Как становится известным из содержания «Авеста» одно обстоятельство, которому арийские законодатели и жрецы при­давали огромное значение в действиях субъекта, - эго святость данного человеком - слово. Оно должно было вызывать почтение как жизненно важные выражения Аша. В этой связи убедительно суждение Мэри Бойс, считавшая, что в святости данного челове­ком слова признавались два рода обстоятельств.

Во - первых, торжественная клятва называвшаяся Варуна, по которой человек обязался делать или не делать что-либо, совершать или не совершать какое-то действие. Во-вторых, это было соглашение или договор, называвшийся митра, по которому две стороны договаривались о чем - то. В обоих случаях считалось, что сила, влияющая на действие и поступки людей, таится в про­изнесенной клятве. Это сила считалась божеством, которое будет содействовать, и поддерживать человека, верного своему слову, но оно же поразит жестокого лжеца, нарушившего слово.

Характерно, что в ордалиях, т.е. испытаниях людей давших клятву, - эта месть проявлялась. Случалось человека обвиняли в том, что он не сдержал данного слова, но он отрицал это. Обвиняемый должен был погрузиться под воду, держась за ноги стоящего рядом человека. Погружаясь, он произносил следующие слова: «Во - истинно защити меня, Варуна!».

В этот момент стреляли из лука, и быстрый бегун бросился вслед за стрелой. Если бегун возвращался со стрелой до того как обвиняемый под водой погиб, это означало, что Варуна, бог клятвы, щадил и оправдывал его. Если же несчастный умирал, значит, он был виновен, и на этом дело заканчивалось. Одно из испытаний огнем заключалось в том, что обвиняемый должен был пробежать по узкому проходу между двумя пылающими поленницами. Если он оставался живым, значить, Митра, бог договора, провозглашал его невиновным. В огненных ордалиях использовали и расплавленную медь, которую выливали на обнаженную грудь обвиняемого.

Специфичными у арийцев были религиозные и традици­онные действия. Религиозное действие вообще можно определить как конкретный акт духовно-практической деятельности людей, обусловленный религиозным сознанием и направленный на до­стижение помощи от сверхъестественных сил. К религиозным действиям относится действия людей, связанные с производством религиозных идей и их распространением, исполнением религи­озных норм и предписаниям, культовые действия и др.

Огонь - другой объект культа своего действия, тоже был существенным для зороастрийцев. Он являлся источником тепа в морозные зимы, на нем готовили мясо диких или домашних животных, составляющих основу питания. Они совершали прино­шения из трех элементов, а также и огню. Приношения состояли из сухих и чистых дров, благовоний(сухих листьев или трав) и небольшого количества животного жира(этот компонент считался специальным).

Таким образом, огонь также как и вода, набирался сил с помощью двух приношений от растительного царства и одного от царства животных. Но сознание кровного родства между человеком и животным нашло свое отражение в древних частях богослужения - ясно: «мы молимся нашим душам и душам домашних животных, которые кормят нас... и душам полезным диких животных» [1, с. 39].

Культурно - традиционные действия зороастрийцев включают в себе семь празднеств и законы очищения. Непременной обязательностью, которую Зороастр возложил на своих после­дователей, стало ежегодное празднование семи больших праз­дников, посвященных Ахура - Мазде. По своему происхожде­нию это были праздники скотоводов и земледельцев, которое Зороастр, приспособил для своей религии. Они неравномерно распределяются по сезонам на протяжении всего года. Вот их названия: Маидиай – Зарэмайа («Средина весны»), Маидиай – гиема («Середина лета»), Гаитишахиа(«Праздник уборки зерна»), Айатрима(«Празднество возвращение домой скота с летних пастбищ»), Маидиириа(«Середина зимы») и, наконец праздник с названием неясного происхождения Хамаспат - Маэдайа, посвященный угощению в честь Фраваши(он праздновался в последний вечер года, накануне весеннего равноденствия). Седьмое творение огонь всегда стояло несколько в стороне от других, будучи жизненной силой пронизывающей все творения. Поэтому и празднество, ему посвященное, выделяется среди остальных. По - персидски оно называется Навруз («Новый день»). Зороастр приурочил этот праздник к весеннему равноденствию, использовав, по-видимому, древнее празднование наступления весны и огню.

Характерным традиционным действием древних арийцев были - законы очищения. Они являлись характерной особенностью зороастризма и глубоко укоренились в дуалистическом учении пророка, его понимания связи духовного с материальном. По этим законам человек обязан, прежде всего, содержат, безусловно, чис­тым себя и внутренне, и внешне. Обладая способностью мыслить и действовать, человек должен соблюдать предписания зороастриз­ма, также как сохранять землю плодородной и не загрязненной, выращивать растения и деревья, ухаживать за животными.

Особые правила касаются воды и огня. Большинство лю­дей, незадумываясь, используют воду для мытья, но зороастриец, прежде всего, заботился о чистоте самой воды, так как это святое творение.

Точно также арийцы обращались и с огнем. Сжигать на нем мусор для них не мыслимо. Нечистоты выносили на поля. Вообще, в древности общество производило намного меньше отходов, чем в настоящее время.

Своеобразное содержание у древних арийцев имели семейно-бытовые действия, которые возлагались на жрецов, проходившие специальную профессиональную подготовку. Они, кроме того, совершали обряд посвящения и похорон, также свадебные обряды и различные семейные торжества. Тесные связи, обычно наследственные, существовали между семьями мирян и священнослужителей, между богатыми и среди бедного люда. Браки мирян с семьями жрецов допускались. Так, сам Зороастр, например, взял себе в жены отнюдь не богатую Хвови - дочь Фрашоастры; возможно, священническое призвание передавалось только по мужской линии, как это принято и сейчас.

Изучая исторические памятники арийской цивилизации можно проследить специфические действия зороастрийцев по отношению к брачному союзу. Они могли заключать браки между собой, будучи очень близкими, по кровно - родственным отношениям. Например, при правлении Ахаменидов, царь Камбиз женился на двух своих сестер» [2, с. 67]. Этого обычая придерживались не только правители, но и простолюдины.

При сравнительном анализе жизнедеятельности арийцев с другими историческими типами цивилизаций, например, ацтеков, хеттов или африканцев совершенно очевидным становятся не только неповторимость форм массовых действий этой социальной общности, но и специфические факторы, детерминирующих и регулирующих ее действий социального порядка, о чем вкратце мы остановились выше.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. - Москва: Наука, 1988 –303с.

Гафуров Б. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. М., 1972 - 664с.

Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. М.: Наука, 1982, -136с.

Фрай Р. Наследие Ирана. М.:1972., -468с.

 

Azimova M.

PhD in Philosophy, Associate Professor

Department of Social Disciplines

TSMU named after Abuali ibn Sino

(Republic of Tajikistan, Dushanbe)

 

CLASSIFICATION OF SOCIAL ACTIONS

ARYAN BASED ON THE TEACHING OF ZOROASTRISM

 

Abstract: in the article the author submits for general discussion the social actions of the Aryans, which were reflected and explained in natural phenomena and almost all spheres of society of that historical period. Although, due to the objectively established living conditions of society in that era, the interpretation of many natural and social phenomena has at first glance a religious and mythological connotation, however, the very logic of raising the discussed issues in Zoroastrianism is far from primitive.

The author notes that two essences are obvious to the Aryans, these are: one is good, and the other is evil. This act is a prototype of a similar choice of action that each person should make in his life.

Thus, the author comes to the conclusion that, conducting a comparative analysis of the life of the Aryans with other civilizations of human society, their uniqueness becomes quite obvious.

As well as the forms of mass actions and specific factors that determine and regulate the actions of the social order in Zoroastrianism, which is summarized in this article.

 

Keywords: social actions, mass actions, Aryans, Zoroastrians, Aryan civilization, traditions, purification, rituals, dualism, natural phenomena.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (43) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Азимова М. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ АРИЙЦЕВ НА ОСНОВЕ УЧЕНИЯ ЗОРОАСТРИЗМА // Вестник науки №10 (43) том 4. С. 6 - 13. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4839 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4839



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.